Отбор информации с помощью алгоритма чтения. Интегральный и дифференциальный алгоритм чтения

Интегральный алгоритм чтения - это последовательные блоки, помогающие выстроить процесс чтения с максимальной эффективностью. Следование этому алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения, повышая скорость освоения текста в несколько раз. Дифференциальный же алгоритм применяется к значительно меньшему объему текста, но позволяет достичь полного понимания прочитанного.

Чтение может быть представлено как следующие друг за другом действия мозга по обработке частей материала, содержащего информацию. Любое начинание требует определенного планирования, а следовательно, имеет алгоритмичную структуру. В процессе своей деятельности человек соблюдает правила, без которых эта деятельность будет неразумной. Последовательность этих правил представляет собой алгоритм. Поэтому перед тем как приступить к знакомству с текстом, необходимо определить вариант чтения. В результате исследований выделены пять способов чтения:

  1. Углубленное чтение.
  2. Собственно быстрое чтение.
  3. Выборочное чтение.
  4. Чтение-просмотр.
  5. Чтение-сканирование.

Углубленное чтение - это такой процесс, когда читатель изучает все тонкости, содержащиеся в тексте, и анализирует их. Углубленное чтение наиболее подходит для изучения какого-либо предмета. Читатель, опираясь на ранее полученную информацию и собственный опыт, перерабатывает текст критически, что дает возможность лучшего понимания замысла автора. Такой вид чтения способствует также более глубокому запоминанию текста, так как у читателя формируются определения более близкими ему языковыми средствами.

Быстрое чтение характеризуется тем, что при достаточном уровне владения этим методом, оно обладает всеми достоинствами углубленного чтения при большой скорости обработки информации.

Выборочное чтение является вариантом быстрого чтения. Оно подразумевает чтение фрагментов текста, которые представляют непосредственную ценность для читателя. Он видит весь текст, но пропускает те места, которые либо были изучены ранее, либо не несут полезной на данный момент информации. Такое чтение по скорости превосходит быстрое, так как углубленно изучаются только отдельные части текста. Выборочное чтение уместно при повторном изучении материала.

Чтение-просмотр полезно при определении ценности текста. Читатель должен получить представление о содержании в сжатые сроки.

Сканирование представляет собой вид чтения-просмотра. Объем информации, извлекаемой при таком чтении, крайне невелик. Это может быть отдельное слово, дата или цифра.

Таким образом, эффективным и быстрым чтение становится в том случае, когда все его виды используются читателем в рациональном сочетании. Поэтому нельзя отождествлять быстрое чтение с выборочным, что часто ошибочно делается неопытными читателями.

1. Интегральный алгоритм чтения

Интегральным этот алгоритм назван потому, что он применяется ко всему тексту. Текст является продуктом мыслительной деятельности человека. Чтение означает процесс общения автора и читателя. При этом действуют законы языка, на котором создан текст, и у читателя начинают действовать психические процессы по распознаванию языковой системы.

Такие действия требуют определенной организации. Интегральный алгоритм помогает решить эту задачу. Он является единым способом усвоения информации.

Блок-схема интегрального алгоритма чтения выглядит так:

  1. Наименование (книги, статьи).
  2. Автор.
  3. Источник и его данные (год, №).
  4. Основное содержание, тема.
  5. Фактографические данные.
  6. Особенности излагаемого материала, которые кажутся спорными, критика.
  7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.

Интегральный алгоритм чтения - это последовательные блоки, помогающие выстроить процесс чтения с максимальной эффективностью.

Шестой и седьмой блоки содержат понятия «спорные материалы, их критическое осмысление», «новая информация». В процессе чтения использование этих блоков подразумевает наличие у читателя определенной базы знаний. Читатели могут иметь разную степень подготовки и предварительный опыт. Более подготовленному человеку излагаемый материал может показаться лишним, так как он ему уже хорошо известен. Обладающий же глубокими знаниями в данной области читатель может и не согласиться с автором.

Таким образом, по мере усложнения обрабатываемых по рекомендациям блоков информации включаются дополнительные возможности головного мозга по ее осмыслению, и в этом состоит творческий процесс чтения.

Блоки интегрального алгоритма помогают организовать память в виде специальных отделов, в которые поступает на хранение информация после ее анализа на соответствие тому или иному блоку. Творчески подходя к освоению навыков быстрого чтения, читатель и сам может создать модель интегрального алгоритма в виде изображения.

Чтобы применять эту модель на практике, необходимо соблюдать некоторые правила. Перед тем как погрузиться в изучение текста, нужно вызвать в памяти блоки алгоритма. Этим действием программируется автоматическая способность использования алгоритма в процессе чтения.

Первые три блока схемы алгоритма воспроизводятся памятью без особых усилий, поскольку они наименее информативны. Дальнейшее знакомство с текстом может принести информацию, которая по результатам осмысления отправится в четвертый блок. Такие данные могут содержаться, например, в предисловии книги. Конкретные сведения (имена, даты, результаты статистических исследований) составят фактографический материал пятого блока.

При чтении большое значение имеет способность критически воспринимать изложенные автором соображения. Такая информация является содержанием шестого блока. Неизвестные ранее читателю сведения, которые воспринимаются им как необходимые для своей деятельности, отправляются в седьмой блок.

После прочтения всего текста вновь нужно обратиться к мысленному воспроизведению рисунка схемы интегрального алгоритма. Это прием своеобразного повторения пройденного материала. Происходит более глубокое понимание смысла текста и более стойкое отражение в памяти.

При традиционном чтении несистемная обработка текста приводит к неполному его пониманию: читатель вновь вынужден обращаться к ранее прочитанным фрагментам. Следование алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения. Применение метода интегрального алгоритма чтения способствует, таким образом, повышению скорости освоения текста в несколько раз.

2. Дифференциальный алгоритм чтения

Быстрый метод чтения подразумевает не только скорость изучения текста, но и полное понимание прочитанного. Необходимые в этом навыки приобретаются упражнениями, разработанными с помощью дифференциального алгоритма чтения.

Интегральный алгоритм применяется ко всему тексту. Но для каждого фрагмента текста такой метод слишком громоздок, и потребуется слишком много времени, чтобы разработать свой алгоритм для каждой части.

Дифференциальный алгоритм решает эту задачу. Он представляет собой следующую парадигму:

выделение ключевых слов - выявление смысловых рядов - выявление цепи значений.

То есть его функция - разделение (дифференциация) текста на элементы.

Дифференциальный алгоритм имеет структуру, подобную структуре интегрального, но применяемую к значительно меньшему объему текста.

Применять его на практике можно следующим образом. Вначале внимание концентрируется на той части текста, которая представляется законченной по смыслу. В этом случае отмеченная часть может содержать в себе несколько абзацев. Затем происходит заполнение первого блока дифференциального алгоритма путем определения ключевых слов.

Выделенная лексическая единица описывает какой-либо предмет или явление, его характерные признаки. Служебные части речи не могут быть ключевыми словами. Также и местоимения употребляются только для обозначения уже выделенных в предыдущем тексте ключевых слов.

Выявленные ключевые слова помогают составить содержание второго блока, определяя смысловые ряды. Это такие ряды, которые образуются связанными друг с другом ключевыми словами и некоторыми второстепенными. Эти ряды являются золотым ядром печатного материала. В свою очередь, они делятся на именные, предикативные и фактографические.

Именные ряды несут номинативную функцию, то есть называют явление или объект. Вообще, смысловой ряд представляет собой сочетание двух слов. Примером именного ряда может служить сочетание «современный компьютер». Это сочетание может быть выделено из более сложной синтаксической единицы - «компьютер, обладающий в данное время наивысшими возможностями в скорости обработки информации и выдачи результата». Название описанному объекту дает вышеприведенный именной ряд.

Весь лексический материал текста преобразуется в смысловое ядро, занимающее гораздо меньший объем и, соответственно, требующий меньше времени для понимания.

Перед читателем стоит задача уяснить разницу между двумя вариантами сжатия текста. В одном случае в памяти фиксируются смысловые ряды в неизменной форме, в другом те же ряды представляют собой сочетания слов в нескольких синонимичных вариантах.

Таким образом, подготавливается основа не только для сжатия текста путем сокращения количества слов, но и для понимания прочитанного на качественно новом уровне. На этой стадии происходит заполнение третьего блока дифференциального алгоритма. Мыслительный процесс направлен на то, чтобы преобразовать полученную информацию в авторском изложении в свою привычную систему выделения значений слов.

Освоение метода дифференциального алгоритма подобно упражнениям с интегральным алгоритмом. Вначале в памяти должно быть закреплено содержание блоков и порядок их расположения друг за другом.

Затем нужно подобрать две страницы текста научно-популярного жанра и приступить к неторопливому чтению, отмечая части по алгоритму. Выделенные связанные значения образуют фрагменты текста, которые несут основной смысл, заложенный в него автором. Это то, что называется доминантой. Доминанта перекодируется читателем в привычную ему систему языковых единиц.

Таким образом, достигается конечная цель изучения текста в полном масштабе.

Иpинa Oлeгoвнa Tюpинa - кандидат социологических наук, вeдущий научный сотpyдник Института социoлoгии Российской академии наук, эксперт центра дистанционного образования « Элитариум »

рТЕДУФБЧШФЕ, - РЕТЧПЛМБУУОЙЛ ЮЙФБЕФ УРТБЧПЮОЙЛ РП ЧЩУЫЕК НБФЕНБФЙЛЕ, Б РПУМЕ ЮФЕОЙС ПО ОЕ НПЦЕФ УЧСЪБФШ ДЧХИ УМПЧ П РТПЮЙФБООЩИ ЖПТНХМБИ. лПОЕЮОП, ЬФП ОЕМШЪС ОБЪЧБФШ ЮФЕОЙЕН, РПУЛПМШЛХ ЫЛПМШОЙЛ ОЕ НПЦЕФ РПЧФПТЙФШ ЖБЛФЩ (1) РТЙЧЕДЕООЩЕ Ч УРТБЧПЮОЙЛЕ, ОЕ НПЦЕФ ЙЪМПЦЙФШ ПУОПЧОХА ЙДЕА ФЕЛУФБ (2) Й ОЕ НПЦЕФ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ФЕЛУФХ Ч УЧЕФЕ ФПЗП, ЛБЛ ПО УПВЙТБЕФУС ЙУРПМШЪПЧБФШ РПМХЮЕООЩЕ ЪОБОЙС Ч УЧПЕК ЦЙЪОЙ (3).

еУМЙ ЦЕ ЮЕМПЧЕЛ РП РТПЮФЕОЙЙ ФЕЛУФБ НПЦЕФ

  • ЧЩДЕМЙФШ ЖБЛФЩ ЙЪ ФЕЛУФБ Й ЪБРПНОЙФШ ЙИ,
  • ПВЯСУОЙФШ ЛБЛ РТПЮЙФБООЩК ФЕЛУФ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЕЗП ЧОХФТЕООЕНХ РТЕДУФБЧМЕОЙА П ЪБФТБЗЙЧБЕНПН РТЕДНЕФЕ,
  • ЧЩУЛБЪБФШ ЛТЙФЙЛХ РП ПФОПЫЕОЙА Л ФЕЛУФХ,
  • РТЙЧЕУФЙ ЖБЛФЩ ЙЪ УПВУФЧЕООПЗП ПРЩФБ, ДПРПМОСАЭЙЕ ФЕЛУФ,
  • РЕТЕЖТБЪЙТПЧБФШ ПУОПЧОХА ЙДЕА ФЕЛУФБ,

ФП НЩ УЮЙФБЕН, ЮФП ФЕЛУФ РТПЮЙФБО.

лУФБФЙ, Ч ИПТПЫЙИ ХЮЕВОЙЛБИ ПВСЪБФЕМШОП ЧУФТЕЮБЕФУС ЧУФХРМЕОЙЕ, ЪБЛМАЮЕОЙЕ, ЧЩЧПДЩ, ЛПОФТПМШОЩЕ ЧПРТПУЩ. фБЛБС УФТХЛФХТБ ЙЪМПЦЕОЙС НБФЕТЙБМБ РПЪЧПМСЕФ РТПЧЕТЙФШ ХУЧПЕОЙЕ ЪОБОЙК. уПУФБЧЙФЕМЙ ХЮЕВОЙЛПЧ ЗПФПЧЩ ЙЪ МПЦЕЮЛЙ РПМПЦЙФШ ЧБН Ч ТПФ ЪОБОЙС.

бЧФПТЩ фЕИОЙЛЙ ВЩУФТПЗП ЮФЕОЙС пМЕЗ бОДТЕЕЧ Й мЕЧ иТПНПЧ РТЕДМБЗБАФ ЙУРПМШЪПЧБФШ йОФЕЗТБМШОЩК БМЗПТЙФН ЮФЕОЙС ДМС ХОЙЧЕТУБМШОПЗП ЪБРПНЙОБОЙС ФЕЛУФБ.

юЙФБС ФЕЛУФ, ЧБН ОЕПВИПДЙНП ТБЪМПЦЙФШ ЕЗП РП РПМПЮЛБН

  1. оБЪЧБОЙЕ УФБФШЙ бЧФПТ чЩИПДОЩЕ ДБООЩЕ.
  2. рТПВМЕНБ.
  3. жБЛФЩ.
  4. пУПВЕООПУФЙ ЙЪМПЦЕОЙС.
  5. чПРТПУЩ Л БЧФПТХ Й ЛТЙФЙЛБ
  6. оПЧЙЪОБ Й РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ

оБ ОБЮБМШОПН ХТПЧОЕ ПУЧПЕОЙС БМЗПТЙФНБ ПВЩЮОП РТПРХУЛБАФ РХОЛФЩ - ОБЪЧБОЙЕ ЛОЙЗЙ, БЧФПТБ, ЧЩИПДОЩЕ ДБООЩЕ. оПЧЙЮПЛ РТПРХУЛБЕФ ЬФЙ РХОЛФЩ, РПУЛПМШЛХ УЮЙФБЕФ, ЮФП ОЕ УФПЙФ ФТБФЙФШ УЙМЩ ОБ НЕМПЮЙ, Б УФПЙФ ФТБФЙФШ ЧТЕНС ОБ ЪБРПНЙОБОЙЕ УХФЙ. уНЩУМ Й ЖБЛФЩ - ЧПФ ЮФП ЧБЦОП - УЮЙФБАФ ПОЙ.

с ФПЦЕ РТПРХУЛБМ ЬФЙ РХОЛФЩ. нОЕ ВЩМП ОЕ РПОСФОП, РПЮЕНХ БЧФПТЩ НЕФПДЙЛЙ ОБУФБЙЧБАФ ОБ ЙИ ЪБРПНЙОБОЙЙ. пУНЩУМЕОЙЕ ОБУФХРЙМП РПЪЦЕ, ЛПЗДБ С УФБМ УБН РЙУБФШ УФБФШЙ Й БЛФЙЧОП ЧЕУФЙ РЕТЕРЙУЛХ ЮЕТЕЪ йОФЕТОЕФ. дМС НЕОС ЧПЪОЙЛМБ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЧЙЪХБМЙЪЙТПЧБФШ ФПЗП, У ЛЕН С ПВЭБАУШ. рПФТЕВПЧБМПУШ ЧУРПНОЙФШ ИПД ДЙУЛХУУЙЙ ЙМЙ ВЕУЕДЩ, РТЕЦДЕ ЮЕН С УБДЙМУС РЙУБФШ ПФЧЕФ ОБ ОПЧПЕ РЙУШНП. с ЪБНЕФЙМ, ЮФП У ФЕНЙ, ЛФП РТЕДУФБЧМСМУС ЙНЕОБНЙ Alex, бМЕЛУ, нЙИБЙМ, уЕТЗЕК, ун... (У ОЕРПМОЩН ЙНЕОЕН Й ЖБНЙМЙЕК) НОЕ ПЮЕОШ ФТХДОП ЧЕУФЙ РЕТЕРЙУЛХ, РПУЛПМШЛХ С ЙИ ОЕ НПЗ РТЕДУФБЧЙФШ УПВЕУЕДОЙЛБ Й ЧПУУФБОПЧЙФШ ИПД РТЕДЩДХЭЕК ВЕУЕДЩ.

рПУМЕ ОЕВПМШЫПК РТБЛФЙЛЙ РЕТЕРЙУЛЙ С УФБМ ЪБНЕЮБФШ ЪБ УПВПК, ЮФП РТЕЦДЕ ЮЕН ОБЮБФШ ЮЙФБФШ УФБФША Ч ЗБЪЕФЕ ЙМЙ ЦХТОБМЕ, С ОЕРТПЙЪЧПМШОП УФБМ ПФНЕЮБФШ ОБЪЧБОЙЕ УФБФШЙ Й БЧФПТБ. фЕРЕТШ С У БЧФПТПН ЧЕДХ ВЕУЕДХ. с ЕЗП РТЕДУФБЧМСА. пО ОЕФПТПРМЙЧП ЙМЙ Ч БЪБТФЕ УППВЭБЕФ НОЕ УЧПЙ ЙДЕЙ, С ЪБРПНЙОБА ЕЗП ПВТБЪ.

ьЖЖЕЛФ УЛПТПЮФЕОЙС ЧП НОПЗПН ЪБЧЙУЙФ ПФ ФПЗП, ОБ УЛПМШЛП ЮЙФБФЕМШ ХЦЕ ЪОБЛПН У ФЕЛУФПН ЙМЙ У БЧФПТПН ФЕЛУФБ. рЕТЕД ЮФЕОЙЕН, РТПЙУИПДЙФ ОБУФТПКЛБ ОБ ФПО БЧФПТБ (ФПТПРМЙЧЩК, НЕДМЕООЩК, ПФТЩЧПЮОЩК, ЛТБУПЮОЩК). ьФЙ РТЕДХУФБОПЧЛЙ ДБАФ ВПЗБФХА РЙЭХ ДМС РПДУПЪОБОЙС ЮЙФБФЕМС Й РПЪЧПМСАФ ВЩУФТП УИЧБФЩЧБФШ ФЕЛУФ.

с РТЙЪЩЧБА ЧБУ ОЕ УПЛТБЭБФШ БМЗПТЙФН ЪБ УЮЕФ ОБЪЧБОЙС Й БЧФПТБ ФЕЛУФБ.

пУПВЕООПУФЙ Й ЛТЙФЙЛБ

ыЕУФПК РХОЛФ БМЗПТЙФНБ (пУПВЕООПУФЙ Й ЛТЙФЙЛБ) ФТЕВХАФ ПФ ЮЙФБФЕМС УТБЧОЙФШ ФЕЛУФ У ХЦЕ ЙЪЧЕУФОЩНЙ ЮЙФБФЕМА ФЕЛУФБНЙ Й РПРЩФБФШУС РТПЧЕУФЙ БОБМПЗЙЙ Й БУУПГЙБГЙЙ У ХЦЕ ЙЪЧЕУФОЩНЙ ЖБЛФБНЙ. юЕН ВПМШЫЕ ЧЩ ОБКДЕФЕ ПУПВЕООПУФЕК, ФЕН МХЮЫЕ ЪБРПНОЙФУС ФЕЛУФ.

пУПВЕООПУФЙ НПЗХФ ВЩФШ УМЕДХАЭЙНЙ

  • УФЙМЙУФЙЮЕУЛЙЕ
  • ЬНПГЙПОБМШОЩЕ
  • МПЗЙЮЕУЛЙЕ (ОБ УЛПМШЛП МПЗЙЮЕУЛЙ РТБЧЙМШОП ЧЩУФТПЕО ФЕЛУФ)
  • РП ФЙРХ РТЕУМЕДХЕНПК ГЕМЙ (ТБЪЧМЕЮЕОЙЕ, ЙОЖПТНБГЙС, ЧППДХЫЕЧМЕОЙЕ, РТЙЪЩЧ Л ДЕКУФЧЙА, РТЕУМЕДПЧБОЙЕ ЛПОЛТЕФОПК ГЕМЙ)
  • рП РТЙНЕОЕОЙА ЧУРПНПЗБФЕМШОПЗП НБФЕТЙБМБ (ОБМЙЮЙЕ ПРТЕДЕМЕОЙК, УТБЧОЕОЙК, РТЙНЕТПЧ, УУЩМПЛ ОБ БЧФПТЙФЕФЩ, УФБФЙУФЙЮЕУЛЙЕ ДБООЩЕ, ОБМЙЮЙЕ ЛБТФЙОПЛ).
  • лБЛ РПМОП УППФЧЕФУФЧХЕФ ФЕЛУФ УИЕНЕ (ЧУФХРМЕОЙЕ, РПУФБОПЧЛБ ЪБДБЮЙ, ТЕЫЕОЙЕ ЪБДБЮЙ)

лУФБФЙ, РХВМЙЮОЩЕ ЧЩУФХРМЕОЙС Й ЧБЫЙ ВХДХЭЙЕ УФБФШЙ, ЗПФПЧСФУС РП РПДПВОПК УИЕНЕ. у ФПК МЙЫШ ТБЪОЙГЕК, ЮФП ЧЩ ВХДЕФЕ ЧЩУФХРБФШ Ч ТПМЙ ЛПОУФТХЛФПТБ, Б ОЕ БОБМЙЪБФПТБ ФЕЛУФБ.

рХОЛФ рТБЛФЙЮЕУЛПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ

вТПУБС ЛБНОЙ Ч ЧПДХ -
УНПФТЙ ОБ ЛТХЗЙ ЙНЙ ПВТБЪХЕНЩЕ,
ЙОБЮЕ ФЧПЕ ЪБОСФЙЕ
ВХДЕФ РХУФПК ФТБФПК ЧТЕНЕОЙ

еУМЙ ОЕФ ТЕЪАНЕ Й РПВХЦДБАЭЕЗП ЧЩЧПДБ, ФП ОЕФ УНЩУМБ ЮЙФБФШ. рЩФБКФЕУШ ЧЩДЕМЙФШ НЕФЛП УЛБЪБООЩЕ ЖТБЪЩ, УФБТБКФЕУШ ПРТЕДЕМЙФШ ЙДЕЙ, ДПРПМОЙЧ ЛПФПТЩЕ ЧЩ УНПЦЕФЕ УПЪДБФШ ОПЧЩК РТПДХЛФ, УРТБЫЙЧБФШ УЕВС, ЛБЛ С НПЗХ ЙУРПМШЪПЧБФШ ЬФХ ЙОЖПТНБГЙА.

рХОЛФ чПРТПУЩ БЧФПТХ Й ЛТЙФЙЛБ

чЩ ДПМЦОЩ РТЙДХНБФШ РСФШ ЧПРТПУПЧ. оЕ ВПМШЫЕ Й ОЕ НЕОШЫЕ (ЛПОЕЮОП, ЫХФЛБ), ЛПФПТЩЕ ЧЩ ИПФЕМЙ ВЩ ЪБДБФШ БЧФПТХ ФЕЛУФБ. рПЮФЙ ЧУЕЗДБ РПД УФБФШЕК ЧЩ УНПЦЕФЕ ХЧЙДЕФШ ЬМЕЛФТПООЩК БДТЕУ БЧФПТБ УФБФШЙ, ЮФП РПЪЧПМЙФ ЧБН ПРЕТБФЙЧОП УЧСЪБФШУС У ОПУЙФЕМЕН ЙОЖПТНБГЙЙ.

б НПЦЕФ ВЩФШ БЧФПТ УФБФШЙ ЙМЙ ЛОЙЗЙ УНПЦЕФ ТЕЫЙФШ ЧБЫХ РТПВМЕНХ. б НПЦЕФ ВЩФШ ЧЩ УНПЦЕФЕ ПВЯЕДЙОЙФУС У ОЙН ДМС ТЕЫЕОЙС ПВЭЕК ЪБДБЮЙ. дБЦЕ ЕУМЙ ЧЩ ОЕ УНПЦЕФЕ ПВТБФЙФШУС Л БЧФПТХ, ЧУЕ ТБЧОП РТПДХНБКФЕ УРПТОЩЕ ЧПРТПУЩ.

чЩЧПД

йЪЧЕУФОП, ЮФП ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ОБУФТБЙЧБЕФУС ОБКФЙ ЦЕМЕЪОЩК ТХВМШ, ФП ПО ОБКДЕФ ТХВМШ У ВПМШЫЕК ЧЕТПСФОПУФША, ЮЕН ФПФ, ЛФП ОЕ УФБЧЙФ ЪБДБЮХ ОБКФЙ НПОЕФХ ОБ РПМХ. ч ТБВПФЕ ЮЕМПЧЕЛБ ПЮЕОШ ЧБЦОБ РТЕД ХУФБОПЧЛБ. лБЛ ЛПТБВМШ ОБЪПЧЕЫШ - ФХДБ Й РПРМЩЧЕЫШ. оБУФТПКЛБ НПЪЗБ ОБ ПРТЕДЕМЕООЩК ТЕЪХМШФБФ ДЕМБЕФ ДПУФЙЦЕОЙЕ ТЕЪХМШФБФБ ВПМЕЕ ЧЕТПСФОЩН, ЮЕН УМХЮБКОЩК РПЙУЛ.

чБЫБ ЪБДБЮБ РТЕЧТБФЙФШ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ БМЗПТЙФНБ Ч УФЕТЕПФЙР. фЕРЕТШ, МАВПК ФЕИОЙЮЕУЛЙК ФЕЛУФ УМЕДХЕФ ЮЙФБФШ РПД РТЙЪНПК ЬФПЗП БМЗПТЙФНБ. чБЫБ ГЕМШ - РЕТЕЧЕУФЙ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ БМЗПТЙФНБ ЙЪ УПЪОБФЕМШОПЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС Ч ВЕУУПЪОБФЕМШОПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ. дПВЙФШУС, ЮФПВЩ БМЗПТЙФН ЧЩРПМОСМУС УБН УПВПК, Б ОХЦОЩЕ ЖБЛФЩ БМЗПТЙФНБ ЪБРПНЙОБМЙУШ ВЕЪ ХНУФЧЕООЩИ ХУЙМЙК.

рТЙНЕТ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЬФПЗП БМЗПТЙФНБ С РТПЙММАУФТЙТХА ОБ УФБФШЕ аТЙС нПТПЪБ УН. ФЕЛУФ ОЙЦЕ

ыЛПМБ УЧПЕЗП ДЕМБ
дЧЕОБДГБФБС МЕЛГЙС.

ыЛПМБ – ЬФП ОЕ УБКФ, ТБУРПМПЦЕООЩК РП БДТЕУХ www.mega proect.cjb.net , Б МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ПВЯЕДЙОЙМЙУШ ЧПЛТХЗ ЬФПЗП РТПЕЛФБ.

с УЮЙФБА, ЮФП МХЮЫЙН УРПУПВПН РТПЧЕТЛЙ ЙДЕЙ, СЧМСЕФУС ЙЪМПЦЕОЙЕ ЕЕ УЧПЙН ЪОБЛПНЩН Й ДТХЪШСН. еУМЙ чЩ ОЕ НПЦЕФЕ УЧПЕК ЙДЕЕК ХЧМЕЮШ ЮЕМПЧЕЛБ, ЛПФПТПЗП ИПТПЫП ЪОБЕФЕ, ФП ФЕН ВПМЕЕ, ЬФЙН ОЕ ЪБЙОФЕТЕУХЕФУС ОЕ ЪОБАЭЙК чБУ ЮЕМПЧЕЛ.

у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЬФПЗП ЛТЙФЕТЙС, ВПМШЫЙОУФЧП ЙДЕК, ЧЩДЧЙЗБЕНЩИ Ч ыЛПМЕ, ПЛБЪЩЧБАФУС УМБВЩНЙ Й ОЕ ЧЩЪЩЧБАФ ПФЛМЙЛПЧ Х ЛПММЕЗ.

рПРТПВХКФЕ РТЙЗМБУЙФШ Ч РБТФОЕТЩ ЕЭЕ ОЕУЛПМШЛП ЮЕМПЧЕЛ Й ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ чБН ЬФПЗП ОЕ ХДБЕФУС, чБЫБ ЙДЕС УЩТПЧБФБ Й ФТЕВХЕФ ДПТБВПФЛЙ.

фБЛБС ПВЛБФЛБ ОЕ ФТЕВХЕФ ОЙЛБЛЙИ ЖЙОБОУПЧЩИ ЧМПЦЕОЙК.

мАДЙ, УХНЕЧЫЙЕ ДПВЙФШУС ЮЕЗП-ФП Ч ЦЙЪОЙ – ЬФП МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ХЧМЕЛМЙ УЧПЙНЙ ЙДЕСНЙ ФЩУСЮЙ, Б ЙОПЗДБ Й НЙММЙПОЩ МАДЕК.

дМС ФПЗП, ЮФПВЩ чБЫБ ЙДЕС ВЩМБ РПОСФОЕЕ, ЦЕМБФЕМШОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ЖПТНХМХ, ЛПФПТХА ЙУРПМШЪХАФ РТЙ РБФЕОФПЧБОЙЙ ЙЪПВТЕФЕОЙК. фБН ПФ ЛБЦДПЗП ЙЪПВТЕФБФЕМС ФТЕВХАФ ОБКФЙ РТПФПФЙР УЧПЕЗП ЙЪПВТЕФЕОЙК Й ДБМЕЕ ЙЪМПЦЙФШ УЧПЕ ЙЪПВТЕФЕОЙЕ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПНрТПФПФЙР РП РБФЕОФХ (БЧФПТУЛПНХ УЧЙДЕФЕМШУФЧХ) ОПНЕТ ФБЛПНХ-ФП ПФМЙЮБАЭЕНХУС ФЕН, ЮФП …

еУМЙ чЩ ВХДЕФЕ ЛПРЙТПЧБФШ ЛПЗП-ФП, ЧЩ ХЦЕ ОЕ РЕТЧЩК Й ЬФП ЪОБЮЙФ, ЮФП чБН РТЕДУФПЙФ ЧЩДЕТЦБФШ ЛПОЛХТЕОГЙА. дМС дЕМБ, ЛПФПТПЕ ФПМШЛП УПЪДБЕФУС – ЬФП ПЮЕОШ УМПЦОП, РПЮФЙ ОЕЧПЪНПЦОП.

рТБЧДБ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ОЕ НЙТПЧХА ОПЧЙЪОХ, Б МПЛБМШОХА, ЕУМЙ ЮФП-ФП РТЙНЕОСМПУШ Ч ДТХЗПН ЗПТПДЕ, ОП ОЙ ТБЪХ ОЕ ДЕМБМПУШ Ч чБЫЕН, ФП Х ЧБУ ЕУФШ ЫБОУЩ ОБ ХУРЕИ.

рПДВЕТЙФЕ РТПФПФЙР, ЧЩДЕМЙФЕ Ч чБЫЕК ЙДЕЕ, ЮЕН ПОБ ПФМЙЮБЕФУС ПФ РТПФПФЙРБ, Й РПУФБТБКФЕУШ ЬФП ЙЪМПЦЙФШ ФБЛ, ЮФПВЩ ЬФП ВЩМП РПОСФОП ОЕУРЕГЙБМЙУФХ Й РТЙЧМЕЛМП Л ТЕБМЙЪБГЙЙ ЬФПК ЙДЕЙ ЧБЫЙИ ЪОБЛПНЩИ.

еУМЙ Х ЧБУ ЬФП ОЕ ХДБМПУШ У РЕТЧПЗП ТБЪБ, РПЧФПТЙФЕ РПРЩФЛХ, Й ФБЛ РПЛБ ОЕ РПМХЮЙФУС.

бОБМЙЪ ФЕЛУФБ У РТЙНЕОЕОЙЕН
ЙОФЕЗТБМШОПЗП БМЗПТЙФНБ ЮФЕОЙС

оБЪЧБОЙЕ - дЧЕОБДГБФБС МЕЛГЙС (С ВЩ ОБЪЧБМ рТПФПФЙР РТПЕЛФБ)
бЧФПТ - аТЙК нПТПЪ (ИПТПЫП ВЩ ЪБРПНОЙФШ БДТЕУ [email protected])
чЩИПДОЩЕ ДБООЩЕ - www.megaproject.cjb.net 20/08/99
рТПВМЕНБ - (хЧЕТЕООПУФШ Ч ХУРЕЫОПУФЙ РТПЕЛФБ Й (ОБМЙЮЙЕ ПФМЙЮЙК) ПФМЙЮЙЕ РТПЕЛФБ ПФ ДТХЗЙИ РТПЕЛФПЧ - ПУОПЧБ ВХДХЭЕЗП ХУРЕИБ) жБЛФЩ
- вПМШЫЙОУФЧП ЙДЕК ЧЩУЛБЪЩЧБЕНЩИ ХЮЕОЙЛБНЙ Ч ыЛПМЕ УЧПЕЗП ДЕМБ ОЕ ЧЩДЕТЦЙЧБАФ РЕТЧПК ЛТЙФЙЛЙ

МАДЙ УХНЕЧЫЙЕ ДПВЙФШУС ЮЕЗП-МЙВП Ч ЬФПК ЦЙЪОЙ - ЬФП ВЩМЙ МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ХЧМЕЛМЙ УЧПЙНЙ ЙДЕСНЙ НЙММЙПОЩ МАДЕК.

ОХЦОП ТБЪЧЙЧБФШ (УПЪДБЧБФШ ПФМЙЮЙС) ТБЪМЙЮЙС УЧПЕЗП РТПЕЛФБ У ХЦЕ УХЭЕУФЧХАЭЙНЙ РТПЕЛФБНЙ.

ПУПВЕООПУФЙ ЙЪМПЦЕОЙС Й ЛТЙФЙЛБ
- ч ПДОПН ХЮЕВОЙЛЕ РП ТЕЛМБНЕ ОБРЙУБОБ ЖТБЪБ чБЫ РТПДХЛФ ДПМЦЕО ВЩФШ ПФМЙЮЕО ПФ ДТХЗЙИ Й ПО ВХДЕФ ЙНЕФШ ХУРЕИ, ПФМЙЮЙЕ ПФ ДТХЗЙИ. ч ЬФПК УФБФШЕ С ОБЫЕМ УИПЦХА НЩУМШ.

ЛБЛ ТЕБМШОЩК ПВМБДБФЕМШ БЧФПТУЛПЗП УЧЙДЕФЕМШУФЧБ ОБ ЙЪПВТЕФЕОЙЕ, С НПЗХ УЛБЪБФШ, ЮФП УОБЮБМБ ЙЪПВТЕФЕОЙЕ ЙЪПВТЕФБЕФУС, Б РПФПН ЙЭЕФУС ЫБВМПО, РПД ЛПФПТЩК РПДИПДЙФ ЙЪПВТЕФЕОЙЕ ДМС ЕЗП ТЕЗЙУФТБГЙЙ. рБФЕОФПЧБОЙЕ - ЬФП ЙЗТБ ЛБЪХЙУФЙЛЙ Й МПЗЙЛЙ.

ЙДЕС ЬФПК УФБФШЙ ОБРПНОЙМБ НОЕ ХРТБЦОЕОЙЕ ЫЛПМЩ ХЮЙФЕУШ ЗПЧПТЙФШ РХВМЙЮОП чМБДЙНЙТБ ыБИЙДЦБОСОБ. ч ЬФПК ЫЛПМЕ РТЕДМБЗБЕФУС ДМС РТЕПДПМЕОЙС МПЦОПК УЛТПНОПУФЙ ТЕЛМБНЙТПЧБФШ ЫЛПМХ ыБИЙДЦБОСОБ.

ОПЧЙЪОБ Й РТБЛФЙЮЕУЛПЕ РТЙНЕОЕОЙЕ (МЙЮОП ДМС НЕОС)- дБФШ ХРТБЦОЕОЙЕ РПДРЙУЮЙЛБН - ТЕЛМБНЙТПЧБФШ РТПЕЛФ ТБУУЩМЛЙ ДМС ПВХЮЕОЙС ДБТХ ХВЕЦДЕОЙС. лБЛ НПЦОП ТЕЛМБНЙТПЧБФШ ФП, Ч ЮЕН ОЕ ХВЕЦДЕО. йМЙ РТЕДМПЦЙФШ РПДРЙУЮЙЛБН ХЛБЪБФШ, ЮЕН ЬФБ ТБУУЩМЛЙ пфмйюбефус ПФ ДТХЗЙИ ТБУУЩМПЛ

ч ТЕЪХМШФБФЕ БОБМЙЪБ ФЕЛУФБ Х ЧБУ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, РПМХЮЙФУС ДТХЗПЕ ТБЪМПЦЕОЙЕ ФЕЛУФБ, РПУЛПМШЛХ ЧЩ ЙНЕЕФЕ ПРЩФ ПФМЙЮЕООЩК ПФ НПЕЗП ПРЩФБ.

ИПТПЫП, ЕУМЙ ЧЩ ВХДЕФЕ РПДИПДЙФШ Л ЛТЙФЙЛЕ У ВПМЕЕ МЕЗЛЙН УЕТДГЕН. лТБУЙФШ Ч ЮЕТОПЕ, ЧУЕЗДБ РТПЭЕ, ЮЕН ЙНЕФШ ЧЪЧЕЫЕООЩК РПДИПД. йМЙ, ЛТЙФЙЛХС, РТЕДМБЗБКФЕ (Й ДЕМБКФЕ) ЛБЛ УДЕМБФШ МХЮЫЕ.

уФБФШЙ П уЛПТПЮФЕОЙЙ

  • еДЙОУФЧП НЙТБ. (уФТХЛФХТБ ЪБРПНЙОБОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ ЛПНРШАФЕТПН Й ЮЕМПЧЕЛПН)
  • рТПЗПЧБТЙЧБОЙЕ УМПЧ - ФПТНПЪ ДМС ПЧМБДЕОЙС НЕФПДЙЛБНЙ УЛПТПЮФЕОЙС.
  • уЛПТПЮФЕОЙЕ - НОЕОЙЕ ТБЪТБВПФЮЙЛБ РТПЗТБННЩ чббм (ЙЪ РЕТЕРЙУЛЙ)
  • йОФЕЗТБМШОЩК БМЗПТЙФН ЮФЕОЙС (тБЪМПЦЙФЕ ЧУЕ РП РПМПЮЛБН)

Дата, время, место проведения

30.01.2016 года

Участники

Учителя начальных классов.

Предназначение:

    Представить опыт работы по формированию умения работать с текстовой информацией в режиме текстовой деятельности

    Попрактиковаться в соотнесении заданий с формируемыми основными группами читательских умений.

Исходя из обозначенной темы мастер-класса, пожалуйста, сформулируйте для себя (свою) цель, чего вы ожидаете, на какой результат будете работать, какие умения будут сформированы?

Какие задачи мы будем решать в ходе работы, на какие этапы разобьем нашу деятельность?

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

ФГОС НОО ориентирует современную начальную школу на такое приоритетное направление, как формирование универсальных учебных действий, важнейшим из которых является смысловое чтение, проявляющееся в работе не только с литературным, но и информационным текстом (учебным, научно-познавательным, справочным).

В новом стандарте выделена отдельная подпрограмма «Чтение: работа с информацией» нацеленная на то, чтобы на уроках по всем учебным предметам школьники приобрели первичные навыки работы с информацией.

На уроке литературного чтения формируются умения работать с текстовой информацией в режиме текстовой деятельности, под которой мы понимаем учебно-познавательную деятельность по восприятию, пониманию, воспроизведению и интерпретации текста.

В данном случае речь идет об информационном тексте, который содержит относительно законченный отрезок информации (научной, учебной, справочной) и сосредоточен в доступных для детей источниках (учебниках, энциклопедиях, справочниках). Такие тексты постоянно сопровождают младшего школьника, однако работа с ними на уроке, как правило, осуществляется по упрощенной схеме: чтение, ответы на фактуальные вопросы, составление логического плана, полный или краткий пересказ.

В образовательной программе нашей школы (как и в ОП других ОО) выделены следующие критерии и параметры умений смыслового чтения и работы с информацией:

Параметры

Критерии

Общее понимание и ориентация в тексте

Умение определять тему

Умение определять главную мысль

Умение вычленять основные события

Умение использовать для ответа на вопрос несколько источников информации (фрагменты текстов, сноски, подзаголовки, рисунки, схемы, таблицы)

Глубокое и детальное понимание содержания и формы

Умение излагать текст сжато

Умение формулировать несложные выводы на основе информации текста

Умение делать выписки из материалов с учетом цели их дальнейшего использования

Использование информации для различных целей

Умение оценивать содержание, структуру текста на соответствие заданным критериям

Складывающееся в настоящее время представление о читательской грамотности как одном из планируемых результатов начального образования, ставит перед учителем новую задачу. Это задача освоения способа формирования читательских умений в образовательной практике.

Я расскажу об интегральном и дифференциальном алгоритмах чтения, как способах изучающего чтения.

II . ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Аудитория не делится на группы.

Приложение №1 ).
После первичного прочтения и обсуждения текста (что было непонятным, трудным?) участникам раздаются рабочие листы (Приложение №2 )

Читают заголовок на рабочем листе и формулируют цель работы: будем учиться находить полезную информацию в тексте. Для этого нам надо выполнить 5 шагов.

В результате применения интегрального алгоритма вся полезная информация как бы упаковывается в следующие блоки: выходные данные (автор, название и т.п.); основное содержание и фактографические данные; оценка и польза полученной информации

Выполнение шагов дифференциального алгоритма чтения (для примера берется второй абзац текста)

Участникам сообщается, что хороший читатель должен уметь делать компрессию (сжатие) текста. Слово «компрессия» от слова пресс, что в переводе с французского означает - давить, жать; пресс - это машина (механизм для сильного сжатия). Если «положить» под пресс текст, то он уменьшится и количественно (будет меньше слов) и качественно (останется только главная информация)Для этого надо выполнить следующие шаги по каждому абзацу текста.

Первый шаг – участники находят в тексте ключевых слов (термин детям знаком)(Приложение №3 )

Примечание: При выполнении этого шага необходимо учесть следующее: часто дети в качестве ключевого слова предлагают слово-название темы («акулы»), тогда надо объяснить, что это слово отражает тему текста, поэтому не является ключевым в конкретном предложении. Может получиться предложение и без ключевых слов (если оно дублирует информацию предыдущего). Важно учитывать длину предложения. Ключевые слова подчеркиваются в тексте (ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ) и выписываются в таблицу при сохранении их грамматической формы.
Второй шаг – участники составляют смысловые ряды с ключевыми словами. Примечание: Объясняем участникам, что смысловой ряд – это укороченная фраза (из текста или сконструированная читателем на основе текста) с ключевым словом: сколько групп ключевых слов выписано, столько и будет смысловых рядов. Учителю необходимо отслеживать на доске (графическим способом) соответствие ключевых слов и смыслового ряда. Кроме того, важна и синтаксическая связь между смысловыми рядами (местоимения, синонимы, союзы). После заполнения второй колонки участники читают получившийся текст, делают вывод, что он стал сжатым. (ПРОВЕРКА) (Приложение №3 )
Третий шаг – конструирование доминанты (в переводе с латинского «ключевая идея»).

Примечание: Объясняю участникам, что доминанта – это одно предложение (не словосочетание, не заголовок), выражающее его главную мысль. (Приложение №3 )

III . РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ.

    Формирование каких результатов обеспечивает?

    Какие задачи можно решить, используя данный прием?

    Как и на каких предметах я могу это использовать?

Приложение №1.

Про акул.
Из всех животных, плавающих в мире, акулы вызывают наибольший страх, хотя из 350 известных видов акул только 39 уличены в нападении на людей. Еще древнегреческий ученый Аристотель занимался изучением этого древнего хищника, который будоражил воображение человека еще 1000 лет назад. Данные говорят, что существующие ныне акулы были такими же примерно 100 млн. лет назад. Этот кровожадный, неистребимый хищник дошел до наших дней почти без изменений.
Акула превосходно приспособлена для нападения, а значит и выживания. У этой хищницы, очень своеобразный зубной аппарат. У всех позвоночных зубы закреплены корнями в челюстях, а у акулы острые, словно бритва, зубы держатся в коже десен, образуя от 4 до 6 (а у некоторых видов до 20) рядов. Продолжая расти, акульи зубы выходят вперед; на смену выпадающим встают шеренги задних зубов. Удалось подсчитать, что одна тигровая акула за 10 лет способна отрастить, использовать и сбросить 24 тыс. зубов.
Акулы наделены чрезвычайными способностями, обнаруживать пищу. Нервные клетки, которые образуют так называемую боковую линию, которая протянулась от рыла до хвоста, ощущают вибрацию воды от какого-нибудь животного на расстоянии 180 м. Как только поступил вибрационный сигнал, акула подключает свое исключительное обоняние: она способна почувствовать рыбью кровь, даже если 1 грамм крови растворить в 1 тысяче литров воды.

(Универсальная энциклопедия школьника. - Минск, 1995. - 2)

:
Приложение №2.

1. Выходные данные (название, автор, источник):

2. Основное содержание (тема, идея):
Тема: __________________________________________________
Идея: __________________________________________________
3. Факты (имена, цифры, данные):
________________________________________________________
4. Оценка:
Информация новая _______________________________________
Информация интересная __________________________________
5. Практическая польза:

Приложение №3.

Ключевые слова

Смысловые ряды

Доминанта (самое основное, главное)

Среди многих функций деятельности мозга особенно интересна программа извлечения значимой информации из окружающей среды. И именно здесь обнаруживается главная особенность живого организма - селективная адаптация, т. е. приспособляемость, которая делает наиболее очевидными преимущества человека перед современными ЭВМ. Информацию человек подает машине так или иначе в готовом виде. Мозг же человека поставлен в совсем другие условия: он вынужден самостоятельно извлекать значимую информацию из окружающей среды, например из текста, т. е. из системы, организация которой ему не всегда известна.

Надежным посредником и критерием рациональности действий организма являются уровень автоматизма его движения и действия - так называемые динамические стереотипы поведения. При чтении текста они носят характер целенаправленных действий в замкнутой кибернетической системе, модель которой рассмотрена нами выше.

Чтение представляет собой процесс, основанный на использовании определенных программ умственной деятельности, определенных способов кодирования поступающей информации при ее обработке в мозге. Реальный путь решения задачи повышения эффективности чтения, его продуктивности, производительности - создание новых, более совершенных программ умственной деятельности, обучение рациональным способам кодирования поступающей информации. Эту задачу и решает интегральный алгоритм чтения (ИАЧ). Он создает своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации. Хотя он обеспечивает в определенной степени и качественную обработку текста, основное его назначение - отобрать для последующей обработки важную в данной ситуации информацию.

Как известно, алгоритмом называется правило выполнения каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии текста или основных его фрагментов. Использование алгоритмов чтения организует этот процесс, повышает его эффективность, вместе с тем не исключая творческого их толкования, допускает некоторые отклонения от конкретных текстов и установки чтения, что, в частности, характерно для рассмотренных пяти способов чтения. В словосочетании «интегральный алгоритм чтения» (ИАЧ) слово «интегральный» означает, что действие алгоритма распространяется на весь текст в целом.



Решающую роль в алгоритме ИАЧ играет психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий опыт, построенный на его основе образ ситуации, цели и план действий. Если стимул повторяется многократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом случае называется фиксированной.

Исследователи теории установки утверждают, что путем многократных повторений установка превращается в устойчивый динамический стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приобретает определенную систему навыков, которую затем легко использует автоматически, без напряжения ума и усилий. При использовании ИАЧ формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

Первый блок дает в сжатом виде первичную информацию о тематической направленности, вызвавшей интерес работы, соответствии (или не соответствии) его профессиональным интересам. Второй блок может усилить или ослабить возникший у читателя интерес в зависимости от авторитета, степени признания автора в профессиональном мире, ожидаемой степени оригинальности материала работы. Содержащиеся в третьем блоке сведения о характере источника (монография, учебник, учебное пособие, имеющие или не имеющие грифа определенного органа системы образования, брошюра, проспект и т. п.) могут сформировать у потенциального читателя первичное отношение к источнику и отношение к дальнейшему его использованию.

Основное содержание публикации (4-й блок) во многом раскрывается знакомством с оглавлением работы, четкостью и информативностью основных рубрикаций. Суть 5-го блока состоит в извлечении фактов из текста и их смысловом усвоении, оценке полезности для читателя, степени их новизны. Шестой и седьмой блоки ИАЧ предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его образования, профессии, его тезауруса, или макроконтекста, опыта, цели чтения и т. п. Последние два блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

ИАЧ является семантическим фундаментом техники быстрого чтения. Ведь основная идея быстрого чтения - реализация более эффективных программ умственных действий, более четких и последовательных. Чтение из неорганизованного процесса становится подчиненным единой программе - ИАЧ. Следование блокам алгоритма определяет шаги изучения текста. Вместе с тем ИАЧ значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного.

Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки. Еще один существенный довод в пользу алгоритма состоит в том, что, как утверждает современная структурная лингвистика, профессиональные тексты обладают избыточностью, которая достигает 75-80 %. И практически только 20-25 % объема текста несут основной смысл для конкретного читателя и данного вида чтения.

Избыточность текста И определяется по формуле

И=((No-Nс): No)´100 %

где No - общее количество слов в тексте; - число слов в значимом для читающего лаконичном выражении после сжатия текста.

Пример текста (парадоксальный) для определения его избыточности.

Представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади.

No=30 - общее число слов в исходном тексте.

Лаконичный текст.

Лошадь пьет воду из ведра.

И=((30-5):30))´100 %=83 %

Избыточность текстов особенно характерна для служебной документации, как правило, расточительна с точки зрения использования всех ресурсов, и особенно такого ценного, как время. В ее «оправдание» можно привести только три аргумента.

1. Степень избыточности текста априори неопределенна и во многом (за исключением случаев очевидных, аналогичных приведенному парадоксальному примеру) зависит от индивидуальности читателя.

2. Степень избыточности текста повышает надежность передачи сообщений, особенно в условиях действия помех.

3. Некоторая избыточность неизбежна для учебной литературы, предназначенной для обучающихся и имеющих весьма ограниченный тезаурус и в изучаемой области.

Проведите его анализ в соответствии с алгоритмом ИАЧ. Подготовьтесь к обсуждению вопроса: целесообразность использования ИАЧ при чтении научных текстов.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В.А. Сухомлинский

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у школьников интереса к чтению, прочным навыкам осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.

Цель обучения чтению формируется таким образом:

Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (т. е. умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

Ø развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

Ø воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к прочитанному;

Ø сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;

Ø обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики;

Ø научить работать с книгой.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыков чтения, культурного чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя; читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции. Оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту) и “про себя” (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное умение. Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. По мнению известного психолога профессора Т.Г. Егорова, контекстное выразительное чтение вслух и беглое осознанное чтение “про себя” складывается только на последующих ступенях развития чтения. Следовательно, в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: вначале ребенок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком.

Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключается в том, что если слияние техники и понимания плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимание смысла текста – длительный процесс.

Кроме того, цели и мотивы чтения в жизни ребенка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость, изменение характера чтения в зависимости от цели. Изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное чтение также имеет различные качественные характеристики. Фактически, виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене школы.

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (равномерно-внимательное). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100 %.

Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, т.е. о чтении “для себя”, чтобы воспринимать основной материал, содержащийся в тексте, и изучит его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста (70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребенка (просмотровое, поисковое), но они используются при чтении в двух его формах – вслух и молча.

Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, - это четкое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в нормальном темпе (в программе указан темп чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.

Изучающее чтение “про себя”, молча – это чтение “глазами”, без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением “про себя”. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно еще не сложилось.

Обучение элементам молчаливого чтения я начинаю с конца первого года обучения, когда ребенок приступает к чтению контекста, а затем даю упражнения по чтению “глазами” отдельных слов и предложений уже по “Азбуке”.

В усвоении чтения “молча”, которое я вводила во втором классе, учащиеся упражнялись, осуществляя первичную ориентировку в теме и содержании произведения при самостоятельном первичном восприятии текста, а также, в процессе извлечения информации из газет, журналов и детских книг. Известно, что изучающее чтение “вслух” и “молча” должно быть обстоятельным, неторопливым, поэтому сложившаяся в последнее время “погоня” за скоростью чтения неоправданна. Должен быть определенный порог для изучающего чтения, и он, как известно, определен. Минимальная скорость 50-60 слов в минуту, при которой осуществляется достаточно полный процесс понимания, однако, это не значит, что при других формах и целях чтения он должен оставаться неизменным. В начальной школе при чтении вслух он колеблется от 70 до 90 слов в минуту.

Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью чтения, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно, и к непониманию содержания текста.

Особое внимание уделяю чтению “молча”. В современных условиях чтение “про себя” приобрело ведущее значение. Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации.

Еще несколько веков назад школы ориентировались только на чтение “вслух”, т.к. оно соответствовало требованиям просветительной установки той эпохи. Объем литературы был сравнительно невелик, а книга – труднодоступна, дорога; грамотные люди – редки, а умение читать граничило с искусством.

Современная эпоха заставляет критически пересмотреть вопрос о роли обоих форм чтения и способа обучения им.

При наличии во многом общей психофизиологической базы каждая форма чтения обладает своей спецификой, имеет свою сферу применения.

Чтение “вслух” обеспечивается более сложным механизмом, чем “молчаливое”. Чтение “вслух”, как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и, тем самым, совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух зависит от возможностей речедвигательного канала.

При чтении “молча” психофизиологический механизм упрощается, т.к. процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи ее отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза! Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формированию навыков параллельного мышления. “Молчаливое” чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. Однако методика обучения чтению еще не выработала действенных способов управления и контроля количественными и качественными параметрами чтения “про себя”.

Известно, что скорость чтения и понимания при чтении “молча” у ряда учащихся, оканчивающих начальные классы, незначительно превышало результаты при чтении “вслух” (на 20-40 слов), и только у быстро читающих “вслух” она достигала 200-250 слов в минуту.

Можно ли решить проблему овладения техникой “молчаливого” чтения в начальной школе? Овладение основами техники “молчаливого” чтения должно происходить параллельно с обучением чтению “вслух”. При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого. На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению “вслух”, с которым “молчаливое” чтение чередуется в каждом упражнении в общем соотношении примерно 70 % и 30 % (первые два года обучения). На этапе формирования умения и привычки читать короткие сюжетные тексты чередования обоих видов чтения может составлять примерно 50 % к 50 % (третий год обучения). На этапе регулярного самостоятельного учебного и внеучебного чтения его соотношение должно изменяться от 30 % к 70 % в пользу чтения “про себя” (выпускные классы начальной школы). Наконец, на этапе самостоятельного чтения (молча), будет обеспечиваться до 90 – 95 % всего читаемого материала (среднее звено). В своей работе я использую следующие упражнения:

Цель упражнений : совершенствование навыков чтения.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и “про себя”, умение угадывать последующий текст.

Урок обычно начинают с игровой разминки.

Цель : постановка дыхания, развитие четкости произношения.

1. Вдох носом, выдох через рот;

2. Вдох, задержка дыхания, выдох;

3. Вдох, выдох по порциям.

Цель : четкое произношение.

Эту работу начинаю с упражнений, которые развивают речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца и строфы. Кроме скороговорок и чистоговорок, с целью выработки правильного произношения, привлекаю пословицы, сочетания и предложения из предложенного для работы в классе и дома текста.

Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами, я включаю в урок отработку сочетаний гласных и согласных.

Артикуляция основных гласных :

а, о, у, ы, и, э учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку.

Сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.

Дома перед зеркалом учащиеся упражнялись самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, я давала им упражнения в качестве разминки перед чтением.

После обработки произношения гласных, я включала сочетания гласных и согласных:

Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

Практически, разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Далее тренировала учащихся на чтение различного рода сочетание гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем проводилась работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на выдох читают 15 согласных одного ряда:

бкзстрмнвзршлнх

жлпфхчшбрптсткл

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд ученик читает с гласным (а), второй ряд – с гласным (у).

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

Цель вышеперечисленных разминок – отработать произношение согласных.

Следующий вид работы – чтение по таблице-треугольнику. (См. приложение )

Цель следующего упражнения развитие бокового зрения.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, му, мо, мы, ми. Или смотрят на цифру, и читают все слоги. Почти на каждом уроке чтения мы практикуем “жужжащее” чтение

Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно. Мой секрет:

Ра-тра-стра-страна
Во-тво-ство-детство
Ро-кро-от-крою-открою
Ра-бра-со-бра-собрать

2. Восстанови слова

с.кр.т. ее
пр.ст.л.сь оии
п.бр.б.й. ооу
к.р.нд.ш. ааа

3. Доскажи словечко

Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою страной
Простились… (навсегда).
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую… (тетрадь).

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

Цель следующего упражнения : развитие памяти, внимания, правильного восприятия.

1. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает.
Его просят, его ждут,
А как придет, прятаться начнут.
(Дождь – дождик, дождевые, дождинки, дождевик .)

Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег – снежок, снежинки, снеговик, снеговая, снежный, Снегурочка, снегирь .)

Успешное обучение динамическому чтению предполагает необходимость определенной психологической подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой психологической пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения – от замедленного к ускоренному и наоборот. Психологическая пластичность способствует усилению динамизма психологических процессов – интенсифицируется внимание и память читателя, активизируется мышление, идет поиск оптимальной программы в работе с текстом. Упражнения, рекомендуемые для развития определенных навыков психологической пластичности, основываются на моторных и речевых действиях читателя. Их следует выполнять ежедневно на протяжении вводного и в начале основного курса обучения в соответствии с указаниями к занятиям.

Одна из важных целей – это превратить потенциальную скорость чтения в привычную и естественную. Чтобы достичь этой цели, я на каждом уроке использую шесть правил быстрого понимания:

3. Бросьте вызов своему пониманию

4. Распределите свое время

5. Засекайте время

6. Развивайте способность быстро концентрироваться.

Ключ к быстрому чтению

Цель упражнения : увеличить скорость чтения.

Я провожу упражнения с 1-го класса, включающие такие ключевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнение проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащиеся очень любят эти упражнения.

“Игра в прятки”

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”

Цель : развитие внимания.

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.

Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Литература

1. Л.А. Горбушина “Выразительное чтение и рассказывание” Москва. Просвещение 1975 г.

2. Ли Кларк “Изучаем скорочтение” 1993 г.

3. Д.Т. Тамбиева “Уроки по развитию речи учащихся” Ленинград. Просвещение 1983 г.

4. Ю.А. Гвоздарев “Язык есть исповедь народа” Москва. Просвещение 1990 г.

5. Начальная школа № 1, 1998 г.

  1. Начальная школа № 5, 1998 г.