Руководитель отдела защиты государственной тайны.  Привалов Г.Н

Затем специальные органы были созданы в Главном артиллерийском управлении, Центральном управлении военных сообщений, Управлении связи, Управлении снабжения и ряде других управлений.

К 1920 году создание штатных спецорганов в штабах фронтов, военных округов, армий и дивизий было в основном завершено, что на деле означало создание в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) основ системы скрытого управления войсками (силами).

Следует особо отметить, что в этот период были разработаны и начали применяться первые советские военные спецдокументы, накапливался опыт организации и осуществления скрытой связи, создавались первые руководящие документы по спецслужбе, росли на практической работе кадры специалистов. Другими словами, были заложены основы службы защиты государственной тайны в Красной Армии и на Флоте.

В дальнейшем проходила оптимизация структуры, состава и численности Центрального шифротдела, который с 1926 года был преобразован во 2-й отдел Управления делами Народного комиссариата по военным и морским делам (НКВМД). В сентябре 1930 года этот отдел был преобразован в 7-й отдел штаба РККА, а 13 октября 1930 г.

Служба в згт

Выражаю уверенность в том, что и впредь специалисты режимно-специальных органов будут на высоком уровне обеспечивать защиту государственной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации. Желаю вам успехов в решении сложных государственных задач, доброго здоровья и личного благополучия.


Первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник А. КОЛМАКОВ. Дорогие друзья! Искренне и сердечно поздравляю личный состав и ветеранов Службы защиты государственной тайны Вооруженных Сил Российской Федерации с 90-й годовщиной со дня ее образования! За годы своей славной истории Служба прошла сложный путь становления вместе с развитием наших Вооруженных Сил и в настоящее время занимает достойное место в системе управления войсками.

Внимание

С момента зарождения и на протяжении всей своей истории специальные органы стояли на страже государственных интересов, являлись надежным гарантом сохранения государственных и военных секретов. В Службе накоплен богатейший опыт в области организации и обеспечения скрытого управления войсками и защиты государственной тайны в Вооруженных Силах.


Важно

Однако главное ее богатство - люди. Специфика деятельности спецорганов предъявляет особые требования к тем, кто в них работает и проходит военную службу. Решая сложные и важные задачи, стоящие перед Службой, личный состав вписал немало славных страниц в боевую летопись наших Вооруженных Сил, проявив при этом мужество, самоотверженность, высокий профессионализм и верность воинскому долгу.

Служба в згт по контракту

Количество лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в воинских частях (организациях) должно быть максимально ограничено. На основании письменных решений вышестоящих командиров воинских частей в номенклатуре должностей (форма N 3) определяются должности, при назначении на которые лицам оформляется допуск к государственной тайне по форме выше допуска к государственной тайне командира воинской части, в которой лицо проходит военную службу (работает). Решение о допуске таких лиц к государственной тайне в карточке (форма N 1) принимается командиром вышестоящей воинской части.

21. При оформлении номенклатуры должностей (форма N 3) необходимо учитывать следующее:

В случае если пункт Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию, предусматривает разные степени секретности, дополнительно указывается абзац (графа) данного пункта, например: «работа со сведениями, раскрывающими. (абз. 1 п. 1 (гр. 6) - совершенно секретно» или «учет, хранение. носителей сведений, раскрывающих. (абз. 1 п. 1 (гр. 8) - секретно»;

з) в дополнениях к номенклатуре должностей порядковые номера указываются в возрастающей последовательности, начиная с единицы, независимо от структурных подразделений.

Срочная служба в згт

При этом на первом листе карточки (форма N 1) делается соответствующая предупредительная надпись, например: «Внимание! Оформлен лист N 2», а в графе «Примечание» журнала учета (форма N 9) указывается количество листов в карточке (форма N 1).

На новом листе карточки (форма N 1) в обязательном порядке заполняются позиции 1 и 2, вклеивается фотография, проставляются заверяющие ее записи, в том числе печать воинской части (организации), а также учетный номер карточки (форма N 1) и номер листа, например: «N М-15, лист N 2». Остальные графы заполняются только в случае отсутствия места на первом (предыдущем) листе карточки (форма N 1). Воинская часть (организация), оформившая допуск к государственной тайне лицам, состоящим на воинском учете, направляет в соответствующие военные комиссариаты по их запросам уведомления о форме допуска к государственной тайне, его номере, дате окончания проведения проверочных мероприятий, наименовании органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также сведения о фактах переоформления или прекращения допуска к государственной тайне.

Служба згт расшифровка

Вооруженных Сил, связанной с защитой сведений, составляющих государственную тайну.

Конечная цель этой работы – установление и соблюдение в Вооруженных Силах такого порядка, который бы исключил передачу сведений, составляющих государственную тайну и иных сведений, признаваемых органами военного управления не подлежащими оглашению.

– Какие технические средства используются специалистами Службы при выполнении перечисленных задач?

– В настоящее время на снабжении органов Службы защиты государственной тайны Вооруженных Сил находится несколько десятков типов современной специальной техники, вспомогательного оборудования и специальных аппаратных.

При непосредственном участии специалистов Управления ГШ ВС РФ продолжаются работы по созданию новых перспективных образцов техники специальной связи.

– В заключение, Евгений Николаевич, что бы вы хотели передать через наш журнал своим коллегам, ветеранам Службы в связи с ее 90-летием?

– Прежде всего, хочу отметить, что работники специальных органов были и являются сейчас образцом бдительности, преданности долгу, показывают пример беззаветного служения нашей Отчизне.

Среди них есть немало тех, кто с честью выполнял свой долг в «горячих точках», участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, в ходе проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе, операции по принуждению Грузии к миру в августе с.г.

Служба згт вс рф

В этот список была внесена информация, касающаяся экономики страны, и военного характера. Спустя пять лет перечень был расширен разделом «Информация иного рода». В частности, к государственной тайне военного характера относилась информация:

  • о дислокации войск;
  • о снабжении армии;
  • об обеспеченности военных частей;
  • о планах по мобилизации;
  • о состоянии военпрома;
  • о любых изобретениях для военной обороны;
  • о новой технике для армии;
  • о результатах договоренностей с иностранными государствами, касающихся развития и снабжения армии, учений и т.п.;
  • о способах борьбы с контрреволюцией и с процветающим шпионажем.

Эта редакция перечня тайных сведений стала самой точной и объективно подходила на несколько последующих десятилетий, не нуждаясь даже в малейших изменениях.

Интересно! Многие моменты сохранены и до сих пор, т.е. спустя столетие часть перечня остается актуальным.

Во времена Советской власти следующие изменения вносились уже после войны в 1947 году. Но в части, касающейся армии, ничего не поменялось, только был добавлен четвертый раздел, относительно экспорта/импорта, добычи драгметаллов, геозапасов.

Служба згт вакансии

Существенным изменением можно было назвать и добавление пункта, дающего полномочия правительству своими отдельными решениями признавать те или иные сведения секретными.

Как регламентируется ЗГТ в настоящее время

Понятие государственной тайны есть и в современной России, защита её регламентируется Конституцией страны (статьёй 29) и двумя ФЗ (о гостайне и о безопасности).

Сразу стоит отметить, что ЗГТ не противоречит Конвенции о защите прав и свобод человека, и каждый гражданин действительно имеет право на получение и распространение информации без ограничений и препятствия властей и независимо от границ государства. Но в п.4 статьи 29 Конституции РФ отмечено, что распространению не подлежат сведения, отнесенные федеральным законом к «тайным».

В данный момент в этом законе в списке секретных сведений, подлежащих законной охране, всего 26 позиций. Отдельно расписаны критерии по степени секретности, таким образом выделяются данные под грифы:

  • «секретно»;
  • «совершенно секретно»;
  • «особой важности».

Также отделены виды информации, не составляющие гостайну, в частности, они касаются фактов нарушения прав человека, ЧП, состояния здоровья.

Особенности процедуры ЗГТ для лиц, находящихся на военной службе

Допуск к сведениям, признанным гостайной, не открывается автоматически под ту или иную должность, всё делается исключительно добровольно, т.к.

владение данными приводит к ряду ограничений.

Служба згт краснодар

В первые месяцы войны поток информации в несколько раз превосходил физические возможности личного состава спецорганов. Большие сложности возникали при осуществлении специальной связи со штабами соединений и частей, попавших в окружение, а также при ведении беспрерывных боев.
В любых условиях боевой обстановки спецорганы стремились обеспечить командование бесперебойной спецсвязью, применяя различные методы ускоренной обработки информации. Личный состав службы во время войны проявил исключительное мужество и высокое мастерство, работая в неимоверно сложных и трудных условиях под бомбежками и артиллерийско-минометным огнем, в землянках и блиндажах.

- Например? - Дети гордятся своим отцом, который является офицером Вооруженных Сил.

Они просто поделились в Интернете своей радостью, а информация о том, в какой должности и где служит отец, чем занимается или куда откомандирован, не просто ушла, а стала доступной спецслужбам. И таких примеров можно привести очень много. В такой ситуации мы вынуждены проводить активную работу с недобросовестными респондентами.

И сегодня уже можно констатировать: нам удалось добиться того, что информация закрытого характера практически уже не размещается в российском сегменте глобальной сети. НАША СПРАВКА .

Служба згт википедия

Хочется верить, что безуспешно. - Разумеется. Кроме того, спецслужбы пытаются добыть информацию, которая имеется и в открытых средствах, таких как Интернет. Допустим, вполне безобидная, на первый взгляд, страничка, на которой пользователи российского Интернета пытаются найти одноклассников, подчас становится причиной серьезного беспокойства. Если ее внимательно проанализировать, то оказывается, что на сайте опубликована информация, которую при всем желании нельзя отнести к разряду «открытых» сведений о Министерстве обороны и других силовых ведомств страны. НАША СПРАВКА . 18 августа 1941-го было создано Управление шифровальной службы Генерального штаба РККА общей численностью 197 военнослужащих и 50 служащих. В ходе Великой Отечественной войны Восьмым управлением и 8-ми отделами штабов фронтов и округов проводилась постоянная кропотливая работа по отбору, оформлению допусков, назначению на должности личного состава спецорганов.
Движение личного состава было большим.

В Вооруженных Силах РФ планируется ежегодно отмечать День службы защиты государственной тайны

Всего за годы войны было сформировано и переформировано 5.530 спецорганов, на укомплектование которых было направлено 15.634 специалиста. Общие потери и в течение войны составили 6.734 человека, из них боевые - 2.163 человека. Важнейшей задачей, которая занимала главное место в деятельности спецорганов во время войны, являлось обеспечение командования всех уровней специальной связью.

Служба згт вакансии спб

Его разбудили, он уже понимал, что встрял конкретно, телефон отобрали, грозились строгим выговором, заставили сообщить пароль и телефон сразу ушёл в службу ЗГТ на проверку секретной информации, фотографий и переписок. Фотографий не было, а из переписок лишь с друзьями с незначительными рассказами об армии, но на утро командир роты всё равно устроил ему занятия действий по химической атаки с элементами уборки и физической подготовки.

Спасибо за то, что посетили мой блог, если вам понравилось — ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте и задавайте вопросы.

А тем кому скоро нужно будет отправиться на срочную службу могу посоветовать лишь одно, не переживайте, службу нужно пережитьс юмором, так оно легче.

Служба згт история

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и судей, которые ранее допускались к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»; е) прием на военную службу (работу) лица, у которого в карточке (форма N 1) в позиции 7 проставлена особая отметка органа безопасности; ж) прием на военную службу (работу) лица, пребывающего в запасе, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев; з) призыв лица, пребывающего в запасе, карточка (форма N 1) которого хранится в военном комиссариате, для прохождения плановых военных сборов на воинских должностях, замещение которых предусматривает работу со сведениями, составляющими государственную тайну, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев; и) прием на военную службу (работу) лица, у которого в карточке (форма N 1) в позиции 10 имеется отметка о нарушениях режима секретности и (или) наличии оснований для отказа в допуске к государственной тайне.

В случае возникновения обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами «а» - «и» настоящего пункта являются основанием для переоформления лицу допуска к государственной тайне, командир воинской части принимает решение о возможности или невозможности дальнейшей работы лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

РККА, ставший центральным шифровальным органом РККА.

Его работа в основном велась по следующим направлениям:

  • изучение теоретического и практического наследия прошлого по криптографии;
  • совершенствование издаваемых документов скрытой связи;
  • разработка и ввод в действие единых руководящих документов;
  • подбор и подготовка кадров;
  • совершенствование организационной структуры;
  • внедрение средств механизации специальной связи;
  • обобщение опыта работы спецорганов в боевых условиях.

– Где и как готовились тогда кадры специалистов?

– Как известно, таких специалистов у молодой Красной Армии не было. На первых порах их подготовка осуществлялась на рабочих местах в ходе практической работы.

С 15 ноября 1929 г. в Москве при 2-м отделе Управления делами НКВМД начали функционировать специальные курсы усовершенствования среднего и старшего начальствующего состава со штатной численностью слушателей общевойскового отделения 70 чел. и морского – 25 чел. Курсы были сформированы в сокращенном варианте без аппарата управления и командно-преподавательского состава и прикомандировывались к Военной академии имени М.В.

Эта дата стала датой образования нынешнего основного военного учебного заведения по подготовке специалистов службы защиты государственной тайны – Краснодарского высшего военного училища (военного института) имени генерала армии С.М.

Справки о допуске (формы N 6 - 8) подшиваются в дело со справками о допуске к государственной тайне по новому месту военной службы (службы, работы) лица. Службы ЗГТ на основании указаний командиров воинских частей выдают лицам, убывающим к новому месту военной службы (работы), справки по соответствующей форме (формы N 6 - 8) и делают об этом в графе 7 журнала учета выдачи справок о допуске (форма N 13) отметку «Представлена в войсковую часть _____ (организацию)».

Если карточка (форма N 1), направленная по новому месту военной службы (работы) лица в воинскую часть (организацию), не поступила в 6-месячный срок, командир воинской части уведомляет (письменно) об этом вышестоящую службу ЗГТ и воинскую часть (организацию), направившую карточку (форма N 1). Командир воинской части, получивший уведомление, организует служебное разбирательство по данному факту, копию которого направляет в адрес воинской части (организации), обратившейся по данному вопросу.

В случае, если место нахождения карточки (форма N 1) служебным разбирательством установлено не было, то лицу в установленном порядке оформляется новый допуск к государственной тайне, о чем информируются вышестоящая служба ЗГТ и орган безопасности. При этом в письме, предусмотренном подпунктом «а» пункта 35 настоящей Инструкции, дополнительно указываются причины оформления допуска к государственной тайне и результаты служебного разбирательства.

Управление шифровальной службы Генерального штаба было преобразовано в Восьмое управление Генерального штаба, которое так именуется и до настоящего времени.

За годы войны было сформировано и переформировано 5530 спецорганов, на укомплектование которых было направлено 15634 специалиста, боевые потери которых в годы Великой Отечественной войны составили 2163 человека.

Имеется немало примеров самоотверженных действий шифровальщиков в боевых условиях. Кроме умения работать и строго хранить тайну шифрованной переписки, на них возлагалась огромная ответственность за качество работы.

От шифровальщиков требовалось предельное внимание и высокая точность, они не имели права допустить ошибку в тексте шифртелеграмм. В условиях гибели корабля или окружения частей – шифрработники в первую очередь заботились о спасении документов, а потом уже о собственной безопасности. Об этом свидетельствуют многочисленные факты и воспоминания.

Вот один лишь пример. В воскресенье 20 июля 1941 г. Северный флот понес от вражеской авиации самый тяжелый урон за всю войну.

В этот день в Екатерининской гавани у мыса Сизый на якоре стоял новейший эсминец «Стремительный». На него вышли 11 вражеских бомбардировщиков Ю-88. В результате прямого попадания трех бомб эсминец разломился пополам.

В течение двух-трех минут шкафут и ют затонули. Носовая часть эсминца продержалась на плаву около двадцати минут. В этой ситуации оставшийся в живых командир отделения специальной кодированной связи Н.

Служба в згт после срочной службы

При прекращении в воинской части (организации), где хранится дубликат карточки (форма N 1), допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции, в воинскую часть (организацию), где хранится карточка (форма N 1), направляется уведомление (примерный образец N 4) с приложением дубликата карточки (форма N 1), в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления (примерный образец N 4), направляемого в соответствии с пунктом 49 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения воинской части (организации), где хранится карточка (форма N 1).

При прекращении в воинской части (организации), где хранится карточка (форма N 1), допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции, в воинскую часть (организацию), где хранится дубликат карточки (форма N 1), направляется уведомление (примерный образец N 4) с приложением карточки (форма N 1), в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления (примерный образец N 4), направляемого в соответствии с пунктом 49 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения воинской части (организации), где хранится дубликат карточки (форма N 1).

Служба в згт вакансии

При написании важных государственных или военных распоряжений издревле прибегали к шифрованию текста древнерусской тайнописью – тарабарской грамотой, затем документ упаковывали в холщовый чехол, который опечатывали восковой печатью и направляли адресату с доверенным гонцом.

С образованием Русского централизованного государства в конце XV в. был сформирован аппарат государственного управления с его высшими, центральными и местными органами государственной власти и управления. Способы защиты государственной тайны постоянно усложнялись путем использования различных азбук, сложной цифровой тайнописи, обратного письма и иных способов.

Первым из дошедших до наших дней и хранящихся в Российском государственном архиве древних актов отечественных шифров является введенный в действие 18 августа 1633 г.

в Посольском приказе шифр патриарха Филарета. Этот документированный факт свидетельствует о внедрении отечественного шифра на государственном уровне в ведомстве иностранных дел России.

В дальнейшем при царе Алексее Михайловиче тайнопись получает более широкое распространение, например, известна «потаенная» (двухкратная) тайнопись князей Борятинских 1675 г.

Петр I потребовал использования шифров в массовом количестве и сам лично занимался шифрованием депеш.

Служба в згт в армии

Так же в телефонах сержантов или командиров взводов, в редком случае срочников некоторые особые люди хранят расписания занятий, что конечно запрещено. Телефоны на системе андройд даже полковникам на территории части использовать запрещено, все по приходу в часть должны сдавать в специально отведенные ящики и иметь карточку сдачи телефона, где указана модель, сим. карта и даже серийный номер телефона.

Забавный факт, что в приказе который приходил именно к нам в часть про ios сказано не было. Такой закон вступил в силу вовремя моей службы в 2018 году первого марта, в которым было даже указано, какие модели телефонов разрешены на территории воинских частей, а именно: Nokia 105, Nokia 1280,Nokia 3310 (образца 2000 года выпуска),Samsung GT-E1080,Samsung GT-E1100T,Samsung GT-E1200,Samsung GT-E1272,Билайн A 105,Alcatel OT-1009X,Alcatel OT-1016D,Alcatel One Touch 208,Philips

Но видимо в армии продолжается год сурка и снова в марте этого года вышел очередной закон про мобильные телефоны

В современных условиях радиоэлектронная борьба (РЭБ) является одним из основных видов оперативного обеспечения боевых действий войск. Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов показывает, что применение сил и средств РЭБ может привести, например, к повышению боевого потенциала сухопутных войск в 1,5-2 раза, снижению потерь авиации в воздухе в 4-6 раз, а боевых кораблей в 2-3 раза. Вклад РЭБ в решение такой важнейшей оперативной задачи войск, как дезорганизация систем управления войсками и оружием противника, может достигать 70 %.

Служба РЭБ прошла трудный путь своего становления в нашей ракетной армии. От решения узконаправленных вопросов радиоэлектронного противодействия до решения вопросов боевого обеспечения.

Первым начальником службы радиоэлектронного противодействия в 1971 году был назначен подполковник Иовлев Геннадий Павлович. Благодаря своим организаторским способностям, большому опыту, инженерному «чутью», при нехватке специалистов и специальной техники в войсках, ему удавалось решать поставленные задачи на самом высоком уровне.

Дальнейшее становление и совершенствование службы радиоэлектронной борьбы продолжил полковник Евдокимов Юрий Михайлович. Под его руководством были развернуты работы по подготовке и постановке на боевое дежурство узлов комплексного технического контроля (УКТК).

Назначенный в 1981 году на должность начальника службы полковник Верблюдов Виктор Васильевич, с присущей ему целеустремленностью продолжил работу по совершенствованию способов защиты ракетного вооружения от высокоточного оружия.

В 1988 году на должность начальника службы назначается Жихалкин Федор Федорович. В ходе организационно-штатных мероприятий, проводимых в 90-х годах, при сокращении общей численности штата службы, ему удалось не только сохранить кадры, но и повысить количественные и качественные показатели РЭБ. Узлы комплексного технического контроля оснащаются новыми образцами измерительной техники, на боевое дежурство ставятся новые комплексы, позволяющие повысить эффективность контроля.

Усилиями службы РЭБ армии в середине 90-х годов на территории Западной Сибири на базе УКТК соединений разворачивается пеленгационная сеть коротковолнового диапазона радиоволн. Большое внимание уделяется подготовке кадров для войск, лабораторий и учебных заведений. Многие офицеры стали впоследствии начальниками служб РЭБ дивизий, старшими преподавателями ввузов, кандидатами наук, первоклассными специалистами. Среди них полковники Сомов Ю.И., Линник М.Ю., Мансуров Р.Г., Парфенчик Ю.М., Панков Г.К. и Чугунов В.С.

В период, когда службу РЭБ возглавлял полковник Некрасов Сергей Валентинович, продолжалась работа по совершенствованию организации службы в соединении.

В 2001 году на должность начальника службы РЭБ был назначен подполковник Дротенко Александр Геннадьевич, который благодаря своим высоким профессиональным и морально-деловым качествам за большой вклад в развитие службы РЭБ объединения досрочно получил воинское звание полковник.

С 2003 по 2009 год службой РЭБ Омской ракетной армии руководил полковник Сахно Юрий Авангардович. С 2009 года начальником службы РЭБ назначен подполковник Антонов Владислав Геннадьевич. Обязанности старшего офицера службы с 2008 года исполняет подполковник Скутин Олег Леонидович.

Специальная служба с момента своего образования занимается вопросами гарантированной защиты ядерного оружия от несанкционированного применения путем блокировки систем боевого управления и пуска ракет.

Руководство реализацией данного комплекса организационных и технических мероприятий в 7 ОРК было возложено на старшего офицера оперативного отдела корпуса майора Шафороста В.П.

Впоследствии, с образованием ракетной армии, вопросами блокировки занимались старшие офицеры оперативного отдела объединения по предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия: подполковник Литвинов И.И. (1971-1972 гг.), а затем подполковник Шафорост В.П.

В этот период специальная служба активно решала свои задачи в связи с перевооружением дивизий «ОС» на новую боевую технику.

С 1977 по 1987 год руководство специальной службой осуществлял полковник Расторгуев Владимир Александрович. В 1979 году, с образованием специальной службы как самостоятельного подразделения управления армии, полковник Расторгуев В.А. стал первым начальником службы. В этот период специальная служба участвовала в наращивании боевой мощи ракетной армии, осваивая ракетные комплексы 15П018 и РСД-10, новые системы автоматизированного боевого управления как проводные, так и с использованием радиоканалов боевого управления; успешно выполнила комплекс мероприятий по постановке на боевое дежурство ракетных комплексов типа РСД-10 в Новосибирской и Барнаульской ракетных дивизиях; занималась вопросами подготовки офицеров дежурных боевых смен; приняла непосредственное участие в подготовке и проведении учебно-боевых пусков ракет из позиционных районов Алейской и Ужурской ракет ных дивизий.

В период с 1987 по 1990 годы специальную службу возглавлял полковник Макаров Борис Александрович, а с 1990 по 1995 годы — полковник Якимовец Александр Афанасьевич.

В этот период времени на специальную службу возлагались задачи поддержания постоянной боевой готовности ракетных комплексов, несущих боевое дежурство, а также предотвращения несанкционированных пусков ракет, подлежащих демонтажу.

В период с 1995 по 2001 годы во главе специальной службы — полковник Султанов Альфит Гаптельянович.

В 2001 году начальником специальной службы назначен полковник Тонеев Сергей Витальевич. С его приходом специальная служба армии заняла лидирующие позиции в Ракетных войсках стратегического назначения.

В 2002 году в связи с расформированием Читинского объединения в состав специальной службы 33-й ракетной армии вошли специальные службы Иркутской, Канской и Красноярской ракетных дивизий.

В 2003 году, благодаря высокой организации и качественной подготовке к проверке, объединение успешно сдало серьезный экзамен — проверку комиссией Управления начальника специальной службы Вооруженных Сил Российской Федерации с оценкой «отлично».

С 2005 года начальник специальной службы Омской ракетной армии — полковник Чигарёв Сергей Николаевич. В продолжение славных традиций в 2009 году ракетная армия вновь отчиталась в ходе инспекции начальника реорганизованной специальной службы Главного оперативного управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на оценку «отлично».

Специальная служба продолжает последовательно и успешно решать возложенные на нее задачи по поддержанию высокой боевой готовности ракетного вооружения и средств боевого управления, обеспечивая при этом гарантированную защиту ядерного оружия от несанкционированного применения.

В 1960 году первым начальником восьмого отделения учебного артиллерийского полигона был назначен подполковник Перов Александр Федорович, участник Великой Отечественной войны. Под его руководством в 1961 году специальный орган был реорганизован в восьмое отделение ракетного корпуса. В должности начальника отделения подполковник Перов А.Ф. состоял до 1967 года.

В 1967-1971 годах восьмое отделение (отдел) возглавлял подполковник Царик Петр Федорович, также участник Великой Отечественной войны. А в 1970 году восьмое отделение было реорганизовано в восьмой отдел. Этот руководитель внес большой вклад в патриотическое воспитание молодых офицеров, выпускников Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии Штеменко С.М.

С 1971 по 1974 год отделом командовал подполковник Курчаткин Юрий Александрович. 17 августа 1974 года специальный орган КП армии заступил на боевое дежурство. Первым руководителем подготовки личного состава к данному мероприятию был гвардии подполковник Курчаткин Ю.А. К тому времени он имел 32-летний стаж специальной работы, в том числе трехгодичный опыт организации скрытой связи, обеспечения командования специальной связью при ведении боевых действий во время Великой Отечественной войны.

В 1974-1990 годах отдел возглавляли подполковник Редько Виктор Михайлович, полковник Мусатов Михаил Павлович. В этот период специальные органы Вооруженных Сил страны переводились на новый парк электронной аппаратуры.

С 1990 по 1994 год отделом руководил подполковник Бабченко Николай Владимирович.

В период с 1994 по 2000 год отделом руководили полковник Антонов Владимир Викторович, полковник Ганжа Александр Васильевич. В это время в спецорганах объединения была проведена опытная эксплуатация и постановка на боевое дежурство нового поколения техники специальной связи.

С 2000 по 2002 год отделом руководил полковник Першин Вячеслав Викторович. Лично им проведена большая работа в вопросах совершенствования организации скрытой связи и боевого дежурства в спецорганах объединения.

С 2002 по 2007 год отделом (службой) руководил полковник Петухов Анатолий Витальевич. В это время, в связи с выходом в свет новых нормативных документов, проводилась работа по совершенствованию вопроса защиты государственной тайны. В 2003 году восьмой отдел реорганизован в службу защиты государственной тайны.

В 2007 году службу защиты государственной тайны Омской ракетной армии возглавил полковник Беспальков Евгений Анатольевич.

В 2000-2009 годах значительный вклад в организацию работы по обеспечению защиты государственной тайны и осуществлению специальной связи внесли и вносят офицеры службы подполковник Юров О.В., майор Авилов Д.А., подполковник Горбик Э.А., майоры Лагунов А.В., Майсурадзе П.К. и Табаченко П. Д.

В период проведения мероприятий по переводу Вооруженных сил Российской Федерации на новый облик, проводимых в 2009 году, служба защиты государственной тайны с достоинством и честью выполняет все поставленные задачи в обеспечении командования скрытой связью, обеспечении защиты государственной тайны и защиты информации от несанкционированного доступа на объектах вычислительной техники.

Государственной тайной называют сведения, утечка которых сторонним лицам, а также использование без надлежащего порядка и не в служебных целях способно причинить ущерб государству.

Непосредственно защитой государственной тайны (сокращенно – ЗГТ) называют комплекс мероприятий, направленных на четкое определение секретных сведений и недопущение их разглашения и распространения. Военнослужащие, в силу особой специфичности своей профдеятельности, являются теми лицами, которым с целью защиты безопасности страны и целостности её территории доверено выполнение многих мероприятий ЗГТ. В обязательном порядке соблюдается установленная для армейцев процедура допуска к тайным сведениям, а также проводятся скрытые проверки сохранности информации, ведется учет осведомлённости лиц и регламентирована защита засекреченных сведений после того, как военнослужащему был прекращен допуск к гостайне.

История ЗГТ в армии: первые нововведения в царской России

На самом деле защите государственных секретов, в особенности связанных с ведением военной службы, имеющимися фондами, запасами, стратегиями подготовки и особенностями действий служащих, уделяли повышенное внимание ещё со времён Российской империи. Это не новшество, вызванное некоторыми политическими и военными нестабильностями в мире, а вынужденная важная мера безопасности армии.

История законодательного регулирования ЗГТ в армии и в России ведет официальный отсчет ещё с 1724 года, именно в тот год Петром Первым был подписан указ «О делах тайности подлежащих». На основании данного царского указа даже неумышленное разглашение тайных сведений относилось к числу государственных преступлений и подлежало серьёзному наказанию.

Интересно, что в Российской империи хоть и ввели гостайну с законной защитой таких сведений, централизованную систему охраны данных не разработали. С четкостью понимания секретности данных тоже были проблемы. ЗГТ занимались несколько ведомств отдельно (Департамент полиции, Военное ведомство, а также Иностранных дел), каждое в пределах своего масштаба обеспечивало и контролировало защиту.

Общий, касающийся внешней безопасности России специальный перечень сведений и изображений, впервые был издан и утвержден в 1914 году. Согласно ему разглашение секретных данных и информации подвергалось уголовному наказанию.

С приходом Советской власти мероприятия по ЗГТ стали более масштабными, жёсткими. В октябре 1921 года Совет народных комиссаров составил свой перечень данных, которые отныне являлись секретными и подлежали строжайшему сохранению. В этот список была внесена информация, касающаяся экономики страны, и военного характера. Спустя пять лет перечень был расширен разделом «Информация иного рода». В частности, к государственной тайне военного характера относилась информация:

  • о дислокации войск;
  • о снабжении армии;
  • об обеспеченности военных частей;
  • о планах по мобилизации;
  • о состоянии военпрома;
  • о любых изобретениях для военной обороны;
  • о новой технике для армии;
  • о результатах договоренностей с иностранными государствами, касающихся развития и снабжения армии, учений и т.п.;
  • о способах борьбы с контрреволюцией и с процветающим шпионажем.

Эта редакция перечня тайных сведений стала самой точной и объективно подходила на несколько последующих десятилетий, не нуждаясь даже в малейших изменениях.

Интересно! Многие моменты сохранены и до сих пор, т.е. спустя столетие часть перечня остается актуальным.

Во времена Советской власти следующие изменения вносились уже после войны в 1947 году. Но в части, касающейся армии, ничего не поменялось, только был добавлен четвертый раздел, относительно экспорта/импорта, добычи драгметаллов, геозапасов. Существенным изменением можно было назвать и добавление пункта, дающего полномочия правительству своими отдельными решениями признавать те или иные сведения секретными.

Как регламентируется ЗГТ в настоящее время

Понятие государственной тайны есть и в современной России, защита её регламентируется Конституцией страны (статьёй 29) и двумя ФЗ (о гостайне и о безопасности).

Сразу стоит отметить, что ЗГТ не противоречит Конвенции о защите прав и свобод человека, и каждый гражданин действительно имеет право на получение и распространение информации без ограничений и препятствия властей и независимо от границ государства. Но в п.4 статьи 29 Конституции РФ отмечено, что распространению не подлежат сведения, отнесенные федеральным законом к «тайным». В данный момент в этом законе в списке секретных сведений, подлежащих законной охране, всего 26 позиций. Отдельно расписаны критерии по степени секретности, таким образом выделяются данные под грифы:

  • «секретно»;
  • «совершенно секретно»;
  • «особой важности».

Также отделены виды информации, не составляющие гостайну, в частности, они касаются фактов нарушения прав человека, ЧП, состояния здоровья.

Особенности процедуры ЗГТ для лиц, находящихся на военной службе

Допуск к сведениям, признанным гостайной, не открывается автоматически под ту или иную должность, всё делается исключительно добровольно, т.к. владение данными приводит к ряду ограничений. Предварительно лицо, которому предполагается открыть доступ, подвергается проверке компетентными органами, это МВД, ФСБ, МИД, Минздрав. Проверяются:

  • данные, указанные кандидатом при заполнении соответствующей анкеты;
  • сведения о родных;
  • наличие судимостей;
  • факты проживания за границей страны;
  • психическое состояние.

С целью недопущения проблем в ходе проверочных мероприятий лицо, заполняющее анкету обязано предоставлять только правдивые ответы. Результатом проверки может быть как разрешение на открытие военнослужащему допуска, так и отказ, причем отказавшая структура не обязана давать отчет кандидату о причинах отрицательного решения.

Основаниями отказа как правило становятся:

  • присутствие в биографии судимости;
  • диагностируемые случаи нервных расстройств;
  • обнаружение компрометирующей информации о близких родственниках;
  • долговременное проживание за границей, в т.ч. проживающие постоянно за пределами РФ члены семьи кандидата;
  • проблемы с ЗГТ ранее.

Военнослужащим, получившим доступ к ГТ, вменяется в обязанность строгое соблюдение инструкции МО РФ и отдельных требований по обращению с документами, вещами и носителями информации, установленных для работников режимных объектов.

В процессе службы лица проводятся периодические проверки, гарантирующие ЗГТ. По окончании срока действия допуск может быть продлен. Если принято решение о закрытии допуска лица к секретным сведениям, это не означает, что с военнослужащим автоматически разрывается контракт. Переход на другую работу (например, в иную военчасть) не может считаться основанием для прекращения выданного ранее допуска, если по сути человек будет продолжать такую же деятельность, как и раньше, однако документальное ознакомление с содержанием ГТ и обязательства по её сохранению на новом месте службы проводятся обязательно.


13 НОЯБРЯ С.Г. СЛУЖБЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ Вооруженных Сил РФ исполняется 90 лет. О малоизвестных страницах истории этой специальной службы рассказывает генерал-лейтенант Евгений МАРУСИН, с 2007 года возглавляющий это важное звено в системе управления войсками.

– Товарищ генерал-лейтенант! Ввиду специфики задач, возложенных на руководимую вами Службу, не только ее деятельность, но и история практически неизвестна военной, а тем более – гражданской читательской аудитории нашего журнала. Приоткройте, пожалуйста, некоторые страницы летописи управления.

– За девять десятилетий произошло много интересных и поучительных, трагических и героических событий в жизнедеятельности нашей специальной службы.

Официальной датой ее создания считается 13 ноября 1918 г., когда в ходе реорганизации Всероссийского Главного штаба приказом № 217 Реввоенсовета Республики (РВСР) было сформировано Общее и специальное отделение со штатом в 14 сотрудников.

Этот день отмечается как дата создания специальной службы в Вооруженных Силах нашего государства.

В это же время в составе Полевого штаба РВСР была образована специальная часть. Затем специальные органы были созданы в Главном артиллерийском управлении, Центральном управлении военных сообщений, Управлении связи, Управлении снабжения и ряде других управлений.

К 1920 году создание штатных спецорганов в штабах фронтов, военных округов, армий и дивизий было в основном завершено, что на деле означало создание в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) основ системы скрытого управления войсками (силами).

Следует особо отметить, что в этот период были разработаны и начали применяться первые советские военные спецдокументы, накапливался опыт организации и осуществления скрытой связи, создавались первые руководящие документы по спецслужбе, росли на практической работе кадры специалистов. Другими словами, были заложены основы службы защиты государственной тайны в Красной Армии и на Флоте.

В дальнейшем проходила оптимизация структуры, состава и численности Центрального шифротдела, который с 1926 года был преобразован во 2-й отдел Управления делами Народного комиссариата по военным и морским делам (НКВМД). В сентябре 1930 года этот отдел был преобразован в 7-й отдел штаба РККА, а 13 октября 1930 г. – в 8-й отдел штаба РККА, ставший центральным шифровальным органом РККА.

Его работа в основном велась по следующим направлениям:

  • изучение теоретического и практического наследия прошлого по криптографии;
  • совершенствование издаваемых документов скрытой связи;
  • разработка и ввод в действие единых руководящих документов;
  • подбор и подготовка кадров;
  • совершенствование организационной структуры;
  • внедрение средств механизации специальной связи;
  • обобщение опыта работы спецорганов в боевых условиях.

– Где и как готовились тогда кадры специалистов?

– Как известно, таких специалистов у молодой Красной Армии не было. На первых порах их подготовка осуществлялась на рабочих местах в ходе практической работы. С 15 ноября 1929 г. в Москве при 2-м отделе Управления делами НКВМД начали функционировать специальные курсы усовершенствования среднего и старшего начальствующего состава со штатной численностью слушателей общевойскового отделения 70 чел. и морского – 25 чел. Курсы были сформированы в сокращенном варианте без аппарата управления и командно-преподавательского состава и прикомандировывались к Военной академии имени М.В. Фрунзе.

Эта дата стала датой образования нынешнего основного военного учебного заведения по подготовке специалистов службы защиты государственной тайны – Краснодарского высшего военного училища (военного института) имени генерала армии С.М. Штеменко.

Выпускники курсов принимали активное участие в боевых действиях у оз. Хасан, р. Халхин-Гол, в войне с Финляндией, в Испании и Китае.

К началу Великой Отечественной войны курсы подготовили и направили в войска около 2000 офицеров. Именно они возглавили большинство спецорганов штабов фронтов, округов, армий и дивизий к началу войны, а также обеспечили мобилизационное развертывание спецорганов.

– Что еще интересного было в 1930-е годы?

– Прежде всего, приказ Народного комиссара обороны (НКО) от 19 июля 1939 г., которым 8-й отдел Генерального штаба РККА был переименован в Отдел специальной службы и включен на правах самостоятельного структурного подразделения в состав Оперативного управления ГШ РККА.

Руководство спецорганами от Генштаба до корпуса возлагалось на соответствующие оперативные управления и отделы, а в дивизиях, им равных и ниже, спецорганы оставались в непосредственном подчинении начальников штабов.

Необходимо также отметить, что в предвоенные годы были расширены и конкретизированы задачи и функции службы. На спецорганы были возложены задачи по руководству и контролю за состоянием работы специальных секторов (делопроизводств). В сентябре 1937 года спецорганам были окончательно возвращены функции по организации скрытого управления войсками (силами).

– Итак, мы пролистали летопись управления до начала Великой Отечественной войны. Насколько были готовы спецорганы к такому суровому испытанию?

– В целом структура, состав и численность спецорганов, организация их работы в предвоенный период соответствовали задачам и требованиям, предъявляемым к системе управления войсками (силами).

Вместе с тем, уже первые дни войны показали, что с довоенной численностью они не могут справиться с работой. Поэтому приказом Народного комиссара обороны от 18 августа 1941 г. было создано Управление специальной службы Генерального штаба РККА общей численностью 197 военнослужащих и 50 служащих.

Приказом НКО от 7 октября 1941 г. это Управление было преобразовано в 8-е управление, а все спецорганы переименовывались в самостоятельные номерные отделы (отделения): в штабах фронтов и армий - в 8-е отделы, в штабах корпусов (дивизий) - в 6-е отделы (отделения), с непосредственным подчинением начальникам соответствующих штабов.

В течение войны организационная структура, состав и численность спецорганов неоднократно подвергались изменениям, обусловленным возросшим значением службы и роли спецорганов в общей системе управления войсками (силами), изменением задач и увеличением объемов проводимых работ.

В ходе войны очень большим был рост численности личного состава. За годы войны было сформировано и переформировано 5530 спецорганов, на укомплектование которых было направлено 15634 специалиста. Боевые потери в годы Великой Отечественной войны составили 2163 чел.

Какова была главная задача спецорганов в военные годы?

Если коротко, то обеспечение командования всех уровней специальной связью.

В первые месяцы войны поток информации в несколько раз превосходил физические возможности личного состава спецорганов. Офицеры сутками напряженно работали, отлучаясь только для приема пищи, отдыхали по два-три часа в сутки.

Большие сложности возникали при осуществлении специальной связи со штабами соединений и частей, попавших в окружение, а также при ведении беспрерывных боев.

Но в любых условиях боевой обстановки спецорганы стремились обеспечить командование бесперебойной спецсвязью, применяя различные методы ускоренной обработки информации.

Следует особо отметить, что личный состав службы во время войны проявил исключительное мужество и высокое мастерство, работая в неимоверно сложных и трудных условиях под бомбежками и артиллерийско-минометным огнем, в землянках и блиндажах.

Высокую оценку работе спецорганов во время Великой Отечественной войны дали видные наши полководцы и военачальники.

Какие задачи решали спецорганы в послевоенный период?

Прежде всего, освоение и обобщение опыта организации и осуществления специальной связи в боевых условиях и внедрение его в практику работы спецорганов и специальную подготовку личного состава.

Эта работа проводилась по следующим основным направлениям:

  • подготовка и издание обобщенных материалов, сборников, конспектов с изложением опыта работы спецорганов в боевых условиях;
  • внедрение опыта работы в годы войны в боевую и специальную подготовку личного состава;
  • разработка новых руководящих документов по спецработе с учетом опыта войны и т.д.

Следует отметить, что этот опыт позволил на многие годы определить основные направления развития службы, являющейся важнейшим звеном в системе управления войсками (силами), без которого немыслимо скрытое управление, сохранение в тайне передаваемой информации.

Поэтому основной задачей деятельности спецорганов в мирное послевоенное время явилось постоянное поддержание их в высокой степени боевой готовности.

– А что сегодня, Евгений Николаевич, главное в вашей работе?

– Прежде всего, идти в ногу со временем, уточнять задачи и функции Службы в соответствии с проводимыми и планируемыми мероприятиями по совершенствованию структуры, состава и численности Вооруженных Сил, в тесной связи с изменениями социально-экономической ситуации в стране, процессами демократизации и открытости общества.

В целом же наше Управление, как и прежде, решает специальные задачи по обеспечению Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и Министерства обороны Российской Федерации необходимой информацией для выполнения текущих задач по управлению Вооруженными Силами Российской Федерации.

В числе наших главных задач:

  • организация мероприятий по соблюдению режима секретности в органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
  • организация скрытого управления войсками и оружием;
  • организация защиты информации от несанкционированного доступа;
  • обеспечение информационной безопасности Минобороны России в сфере массовой информации;
  • организация работы систем сертификации средств защиты информации Министерства обороны по установленным требованиям безопасности информации и лицензирования деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • координация деятельности органов военного управления Вооруженных Сил, связанной с защитой сведений, составляющих государственную тайну.

Конечная цель этой работы – установление и соблюдение в Вооруженных Силах такого порядка, который бы исключил передачу сведений, составляющих государственную тайну и иных сведений, признаваемых органами военного управления не подлежащими оглашению.

– Какие технические средства используются специалистами Службы при выполнении перечисленных задач?

– В настоящее время на снабжении органов Службы защиты государственной тайны Вооруженных Сил находится несколько десятков типов современной специальной техники, вспомогательного оборудования и специальных аппаратных.

При непосредственном участии специалистов Управления ГШ ВС РФ продолжаются работы по созданию новых перспективных образцов техники специальной связи.

– В заключение, Евгений Николаевич, что бы вы хотели передать через наш журнал своим коллегам, ветеранам Службы в связи с ее 90-летием?

– Прежде всего, хочу отметить, что работники специальных органов были и являются сейчас образцом бдительности, преданности долгу, показывают пример беззаветного служения нашей Отчизне. Среди них есть немало тех, кто с честью выполнял свой долг в «горячих точках», участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, в ходе проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе, операции по принуждению Грузии к миру в августе с.г. Желаю всему личному составу Службы, уважаемым ветеранам крепкого здоровья, оптимизма, веры в будущее и семейного благополучия!

фото из архива Управления ГШ ВС РФ

МАРУСИН Евгений Николаевич родился 21 октября 1954 г. в станице Мелиховской Ростовской области. В 1972-1973 гг. проходил военную службу по призыву в Туркестанском военном округе.
В 1977 году окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище и проходил службу в Группе советских войск в Германии командиром разведывательного взвода, разведывательной роты полка, начальником разведки полка. После окончания в 1986 году Военной академии имени М.В. Фрунзе служил на командных и штабных должностях в мотострелковой дивизии, штабах Закавказского военного округа и Группы российских войск в Закавказье.
Окончив в 1997 году Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, занимал ответственные должности в штабе Северо-Кавказского военного округа. С декабря 2001 года начальник разведки – заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск.
Указом Президента РФ от 29 мая 2007 г. назначен начальником Управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Кандидат технических наук. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, «За личное мужество», Мужества, «За военные заслуги» и десятью медалями.

Features of training for the protection of state secrets

DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00034

Аннотация. В сообщении излагаются особенности подготовки кадров от солдата до офицера, осуществлявших защиту государственной тайны в армии и на флоте за 90 лет существования специальной службы.

Ключевые слова: защита государственной тайны (ЗГТ), Служба ЗГТ, спецорганы.

Summury. The report outlines the features of training of the soldier to the officer who carried out the protection of state secrets in the army and in the navy for 90 years of existence of the special service.

Keywords: Protection of State Secrets (PSS), PSS Service, spetsorgany.

«Каждое государство стремится тщательно хранить свои секреты. При этом в разряд секретных попадает и деятельность государственных служб, призванных тем или иным способом осуществлять эту охрану» . В Министерстве обороны Российской Федерации вопросами защиты государственной тайны занимается Служба защиты государственной тайны, во главе которой находится Восьмое управление Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

Как справедливо отметила Татьяна Соболева: «история криптографической службы является неотъемлемой частью истории Российского государства и уже с середины XIX века вызывала значительный интерес у исследователей. Одной из первых отечественных научных публикаций на эту тему явилась работа Г. Попова «Дипломатическая тайнопись эпохи царя Алексея Михайловича» (в «Записках Археологического общества». Т. V. СПб, 1853). В той или иной степени этого вопроса касались в своих работах такие крупные ученые, как академики А.И. Соболевский, М.Н. Сперанский и некоторые другие, однако, как правило, лишь в палеографическом аспекте. Становление отечественной криптографической службы происходило на протяжении многих десятилетий и даже веков. Принципы и основы этой работы, ее формы и методы, приемы и способы вырабатывались несколькими поколениями русских криптографов, их трудом, опытом, порой мучительными поисками истины. В этой истории, как и в истории любой науки, всякого вида человеческой деятельности, были свои победы и поражения, успехи и неудачи, великие и трагические страницы. Все они - наше национальное достояние, наша память, гордость и боль. И обязанность отечественной исторической науки - открыть эти страницы» .

Решению этой научной задачи, в части касающейся исследования деятельности отечественных криптографов в годы Первой мировой войны, посвящены работы современных российских историков М. А. Алексеева , М. Ю. Ежова , В. Г. Кикнадзе .

В меньшей степени решена задача по исследованию исторического опыта советской России и постсоветского периода развития шифровального дела.

Вместе с тем, еще на заре Советской власти при создании в мае 1918 г. Всероссийского главного штаба в его составе было сформировано Общее отделение военно-статистического отдела Оперативного управления, которому была поручена разработка первых документов скрытого управления. При реорганизации ВГШ приказом Реввоенсовета Республики № 217 от 13 ноября 1918 г. Общее отделение было преобразовано в Общее и шифровальное отделение организационного управления ВГШ. Этот день отмечается как дата создания Шифровальной службы, или Службы ЗГТ (далее – спецорганы. Авт.), в Вооруженных силах нашего государства, которая обеспечивала и продолжает обеспечивать сохранность государственной и служебной тайны и осуществляет разработку инструкций и правил, обеспечивающих порядок работы с секретными документами .

К 1920 г. создание штатных спецорганов в штабах фронтов, военных округов, армий и дивизий было в основном завершено. В 1920-х гг., в ходе Гражданской войны в России в Полевом штабе было образовано Шифровальное отделение, затем Центральный шифровальный отдел штаба РККА и иные спецорганы РККА, определены их штаты до бригад включительно. С 1924 г. Центральный шифровальный отдел именовался Шифровальным отделом при РВС СССР, с 1926 г. преобразован во 2-й отдел Управления делами НКВМД, с сентября 1930 г. – в 7-й отдел штаба РККА, а с 13 октября 1930 г. – в 8-й отдел штаба РККА; в округах – в 8-е отделы, а на морях и флотах – в 10-е отделы.

Подготовка офицерских кадров для спецорганов РККА И РККФ в 1926 г. началась с выхода в свет приказа НКВМД при спецотделах штабов военных округов, где были созданы учебные команды одногодичников спецслужбы. Также подготовка шифровальщиков осуществлялась и на курсах при специальном отделе ВЧК.

Особенностью данного периода явилось то, что подготовка специалистов Службы велась непосредственно в ходе практической работы. С этой целью уже в начале 1919 г. для подготовки специалистов по защите государственных секретов при некоторых штабах фронтов и армий начали создаваться учебные команды численностью от 3 до 10 человек. Таким образом осуществлялся тщательный отбор и «штучная» подготовка специалистов.

С 15.11.1929 г. приказом РВС СССР № 283/58 при 2-м отделе НКВМД организуются специальные курсы подготовки офицеров среднего и старшего начальствующего состава со штатной численностью 60–70 слушателей общевойскового отделения и 20–25 - морского отделения. Данные курсы были сформированы и прикомандированы к Военной академии имени М.В. Фрунзе в Москве. Эта дата является точкой отсчета или днем рождения Краснодарского военного училища.

На курсах изначально срок обучения составлял 4 месяца. Учебные занятия на курсах начались 15 ноября 1929 г. С этого дня училище и ведет свою историю. За свою бытность курсы прошли ряд переорганизаций и мест дислокации. В ноябре 1930 г. курсы были реорганизованы в Специальное отделение специально-штабной службы при стрелково-тактических курсах усовершенствования командного состава РККА «Выстрел», а в мае 1932 г. - в специальный курс «С» Московских курсов усовершенствования командного состава механизированных войск РККА с дислокацией в Подмосковье.

В начале 1934 г. курсы были передислоцированы в г. Тамбов и прикомандированы к Тамбовской объединенной школе артиллерийских и оружейных техников. В 1935 г. их перевели на самостоятельный штат и получили наименование «Тамбовские курсы усовершенствования командного состава специально-штабной службы Красной Армии» со сроком обучения 12 месяцев. До начала Великой Отечественной войны на курсах было подготовлено около двух тысяч специалистов службы.

С началом войны в разы увеличился поток информации, требующей оперативности и достоверности, но при этом потребовалась и специальная защита от несанкционированного доступа к государственным и военным секретам. Уже 18 августа 1941 г. в Генеральном штабе создается Управление шифровальной службы Генерального штаба РККА. Возникла острая необходимость в специалистах. Курсы перешли на шестимесячную подготовку кадров.

Вместе с тем из-за того, что к концу 1941 г. Тамбов оказался в прифронтовой полосе, курсы передислоцировали в п. Сенгилей Ульяновской области, а в середине 1942 г. - в Ульяновск. В 1943 г. курсы получили наименование «Специальные курсы усовершенствования офицерского состава Красной Армии», и в декабре им было вручено Боевое Знамя. В конце 1944 г. курсы были передислоцированы в отдельный военный городок в п. Новобелица Гомельской области.

За весь период Великой Отечественной войны на курсах было подготовлено 2640 офицеров специальной службы. Всего же в ходе войны Восьмым управлением и восемью отделами штабов фронтов и округов проводилась постоянная кропотливая работа по отбору и оформлению личного состава спецорганов. Всего за годы войны было сформировано и переформировано 5 530 спецорганов общей численностью 15 634 специалиста. Общие потери в ходе войны составили 6 734 человека, из них боевые – 2 163 человека .

После войны, в 1948 г., курсы переводят в Воронеж, а в 1949 - в Ростов-на-Дону.

В последующем, вплоть до 1976 г., подобные учебные команды использовались для подготовки офицеров запаса.

Особенностью послевоенного периода явилось появление новой, более современной техники и возрастание объемов информации, а также усиление заботы государства о сохранении государственной тайны, произошли и серьезные изменения в перевооружении спецорганов, что в конечном итоге вылилось в существенном изменении подхода в подготовке специалистов, способных защитить государственные секреты в армии и на флоте.

29 декабря 1949 г. было принято решение о создании военного училища специальной связи, которое и было образовано на базе курсов в январе 1950 г., но уже с трехгодичным сроком обучения. В 1954 г. училище было переведено в Краснодар, где в 1964 г. переименовано в Краснодарское военное училище.

Техническая революция, объемы переписки, новые рода и виды вооруженных сил, появление ЭВМ и новых средств связи - все это в совокупности привело к необходимости поднять уровень образованности специалистов по защите государственных и военных секретов.

В 1969 г. училище было преобразовано в Краснодарское высшее военное Краснознаменное училище с четырехгодичным сроком обучения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1951-р училище было реорганизовано в филиал Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, а в 2015 г. вновь в Краснодарское высшее военное училище.

В целом в ходе своего развития на базе училища была создана уникальная единая многоуровневая система подготовки военных специалистов от солдата до офицера.

Особенностью данного периода подготовки специальных кадров явилась необходимость осуществлять комплексную подготовку уникальных специалистов, включающую в себя:

  • подготовку офицеров с полной военно-специальной подготовкой;
  • подготовку военнослужащих по программам среднего профессионального образования;
  • подготовку офицеров в адъюнктуре и докторантуре;
  • переподготовку и повышение квалификации офицеров;
  • профессиональную переподготовку увольняемых военнослужащих;
  • подготовку военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • подготовку офицеров и сержантов запаса из числа студентов образовательных организаций высшего профессионального образования;
  • подготовку младших специалистов - военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Еще одной специфической особенностью явился тот факт, что на определенном историческом этапе профильных специалистов для РВСН было доверено государством подготавливать и другим вузам ВС РФ, к примеру Военной академии РВСН имени Петра Великого. В Российской Федерации академическая кафедра «Защиты информации в системах и комплексах вооружения» для современной Службы ЗГТ сделала ряд выпусков офицерских кадров. Начиная с 1990 г. академия осуществила подготовку специалистов в интересах Восьмого управления по специальности «Защита космических радиолиний» (до 1996 г.) и «Защита информации в системах и комплексах вооружения. Контроль за режимом секретности» (до 2000 г.). С 2000 г. кафедрой осуществлялась подготовка офицеров по специальности «Управление защитой информации в Вооруженных силах Российской Федерации» (до 2010 г.). В 2012–2013 гг. было проведено 10-месячное обучение в системе ДПО по управлению защитой государственной тайны в Вооруженных силах Российской Федерации. С 2013/14 учебного года осуществляется двухгодичная подготовка офицеров Службы ЗГТ с высшим оперативно-тактическим образованием.

Список литературы и источников

  1. Соболева Т. История шифровального дела в России. 2002. URL: http://royallib.com/book/ soboleva_tatyana/istoriya_shifrovalnogo_dela_v_rossii.html (дата обращения: 16.02.16).
  2. Алексеев М. Военная разведка в России. В 3-х кн. М. Кн. 1, 2, 1998; Кн. 3, 2001.
  3. Ежов М.Ю. Один из мифов о крейсере "Магдебург". - Вопросы истории. 2007. № 2.
  4. Кикнадзе В.Г. Радиоразведка и криптография в Первой мировой войне. - Сб. статей международной конференции «Чтения по военной истории», 17–18 апреля 2009 г. / Под ред. Е.В. Ильина. СПб.: Изд. СПб. ун-та. 2009, с. 183–189.
  5. Кикнадзе В.Г. Радиоразведка Российского флота в Первой мировой войне. - Вопросы истории. 2004. № 11, с. 144-152.
  6. К икнадзе В.Г. Невидимый фронт войны на море. Морская радиоэлектронная разведка в первой половине ХХ века. Монография. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2011. 552 с.
  7. Служба защиты государственной тайны Вооруженных Сил Российской Федерации. Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации, 2013.
  8. Особая служба Генерального штаба // Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда». 14.11.2008. URL: http://old.redstar.ru/2008/11/14_11/2_01.html (дата обращения: 25.12.15).