В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга»

HMS Edinburgh

HMS Southampton (1936)

HMS Edinburgh

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

HMS Edinburgh (рус. «Эдинбург» ) - британский лёгкий крейсер типа Town (подтип Edinburgh ), один из сильнейших лёгких крейсеров ВМС Великобритании . Принимал активное участие в боевых действиях Второй мировой войны . Участвовал в операции по уничтожению немецкого линкора Bismarck , а также эскортировал полярные конвои. Погиб 2 мая 1942 года при проводке конвоя QP-11. Крейсер затонул вместе с грузом золота, предназначенным для оплаты военных поставок СССР.

История создания

Крейсер HMS Edinburgh был заложен на верфи Swan Hunter 30 декабря 1936 года, спущен на воду 31 марта 1938 года и введён в строй 6 июля 1939 года.

Конструкция

Корпус

Основное отличие от строившихся до него крейсеров типа Town заключалось в смещении машинно-котельных отделений в корму и размещении перед ними погребов боезапаса 102-мм орудий. Вследствие этого силуэты новых крейсеров приобрели характерные очертания с дымовыми трубами, далеко отставленными от носовой надстройки. Корпус крейсера был круглоскулым, с явно выраженным скуловым изломом в носовой части. Он разделялся на 15 отсеков поперечными водонепроницаемыми переборками . Двойное дно имелось на всём протяжении корпуса , а в районе артиллерийских погребов оно было тройным.

Лёгкий крейсер HMS Edinburgh

Бронирование

HMS Edinburgh имел броневой пояс толщиной 114 мм, который прикрывал корпус между 26-м и 238-м шпангоутами . Пояс опускался на 91 см ниже ватерлинии и поднимался до уровня главной палубы (в районе машинно-котельных отделений до верхней палубы). Пояс замыкался поперечными траверзами толщиной 63 мм. Горизонтальная защита представляла собой броневую палубу толщиной 51 мм. В районе погребов боезапаса башен главного калибра толщина броневой палубы возрастала до 76 мм. Рулевой привод был прикрыт с боков внутренними продольными и поперечными экранами толщиной 25 мм. Сверху он прикрывался броневой палубой толщиной 51 мм.

Вооружение

Основным оружием HMS Edinburgh были 12 152-мм орудий Мк-XXIII. Орудия Мк-XXIII, имевшие конструкцию со скреплённым стволом и поршневым затвором, располагались в трёхорудийных башенных установках Мк-XXIII. Основным зенитным вооружением HMS Edinburgh были 12 102-мм пушек Mk-XVI в спаренных палубных установках Mk-XIX. В первоначальное вооружение крейсера также входили два 8-ствольных 40-мм автомата "Виккерс" Mk-IVA «пом-пом». На крейсере также были установлены два трёхтрубных торпедных аппарата TR-IV калибра 533 мм. Противолодочное вооружение крейсера состояло из глубинных бомб Mk-VII. Также на HMS Edinburgh постоянно базировались три гидросамолёта Supermarine Walrus .

Силовая установка

Гибель

30 апреля HMS Edinburgh был обнаружен подводной лодкой U-456 (командир – капитан-лейтенант Тайхерт). К этому времени крейсер по приказу контр-адмирала Бонэма-Картера, опасавшегося следовать со скоростью транспортов, шёл в голове каравана широким противолодочным зигзагом на скорости 18-19 узлов.

После многочасового маневрирования для поиска оптимальной позиции для атаки, в 16.10 U-456 дала трёхторпедный залп по крейсеру. Две из трёх торпед попали в правый борт HMS Edinburgh : первая в центральную часть корпуса в район 80-го шпангоута, вторая в корму в район 253-го шпангоута. Оба взрыва прогремели практически одновременно. Корабль сильно тряхнуло, тотчас погас свет. Кормовую оконечность вместе с рулём и двумя винтами оторвало от крейсера, металлическая палуба позади последней башни главного калибра изогнулась вверх. HMS Edinburgh потерял ход и управление.

Но, несмотря на тяжёлое положение, экипажу удалось локализовать повреждения. Поступление воды остановили, крен на правый борт выровняли контрзатоплением отсеков противоположного бота и даже перетаскиванием тяжёлых предметов. К 18.30 к повреждённому крейсеру подошли эсминцы HMS Foresight , HMS Forester , «Гремящий» и «Сокрушительный» . Тем временем U-456 попыталась произвести повторную атаку, но была отогнана эсминцем HMS Forester , едва не протаранившим её форштевнем.

Последние минуты HMS Edinburgh

Попытки эсминцев буксировать HMS Edinburgh оказались безуспешными, но крейсеру удалось запустить носовые турбины. При помощи передней пары винтов удалось дать ход около трёх узлов. В качестве рулевого управления использовали буксиры, поданные на эсминцы. Крейсер направился в Мурманск, до которого было около 250 миль, для преодоления которых требовалось 4 дня.

Утром 1 мая «Гремящий» и «Сокрушительный», у которых было на исходе топливо, ушли на заправку в Ваенгу. А после полудня крейсер атаковали торпедоносцы. Немецким лётчикам не удалось причинить какого-либо вреда кораблям, но всё же эсминцам пришлось отдать буксиры и заняться противовоздушной обороной крейсера. Лишь после подхода советского сторожевого корабля «Рубин» и английских тральщиков около 18.00 удалось возобновить движение крейсера. К этому времени удалось поднять давление пара в котлах, и скорость HMS Edinburgh возросла до 8 узлов.

Но немцы не собирались упускать добычу. Около 14.00 суда конвоя QP-11 (к этому времени в охранении остались 4 устаревших эсминца и 4 корвета) подверглись нападению немецких эсминцев Hermann Schoemann (Z-7 ) , Z-24 и Z-25 , имевших ощутимое огневое превосходство над кораблями охранения. После 4-часового жаркого боя (один только Hermann Schoemann выпустил 380 снарядов), в ходе которого немцам удалось потопить советский пароход «Циолковский», они оставили конвой в покое и отправились искать повреждённый крейсер.

В 16.17 с Hermann Schoemann заметили тральщик HMS Harrier и открыли по нему огонь. Перестрелка при низкой видимости была безрезультатна, но помогла HMS Edinburgh подготовиться к бою. Как только немецкий эсминец оказался замечен с крейсера, по нему незамедлительно был открыт огонь. По эсминцу могла вести огонь только вторая башня («В»). Кормовая башня была заклинена, а наводчики первой и третьей башни не видели противника. Система управления огнём была выведена из строя. Но, несмотря на это, первый же залп лёг близко от цели. Hermann Schoemann резко увеличил скорость и начал ставить дымозавесу, но второй залп HMS Edinburgh был точен. В эсминец попали два снаряда, пронзив оба машинных отделения, корабль окутало дымом, управление всеми системами вышло из строя. Торпеда, выпущенная их носового аппарата, в крейсер не попала.

Повреждения кормовой части после попадания торпед.

В 06.48 2 мая в атаку на HMS Edinburgh вышли Z-24 и Z-25 . Крейсер отстреливался из 152-мм и 102-мм орудий, но в этот раз неудачно. Эсминцам удалось выпустить по нему 7 торпед, и одна из них попала в цель. Попадание пришлось в левый борт в районе 86-108 шпангоутов, напротив пробоины по правому борту. Многочисленные помещения (в том числе носовое котельное отделение и погреба боезапаса третьей башни) оказались затопленными водой и нефтью из повреждённых резервуаров. Крейсер был вынужден застопорить турбины.

К крейсеру подошли тральщики HMS Harrier и HMS Gossamer и начали снимать экипаж с крейсера, а третий тральщик - HMS Hussar прикрывал их дымовой завесой. Эсминцы HMS Foresight и HMS Forester ввязались в бой с Z-24 и Z-25 , и, несмотря на полученные тяжёлые повреждения, отогнали их. Немцы отошли к тонущему Hermann Schoemann , сняли с него экипаж и подорвали его глубинными бомбами. Hermann Schoemann затонул в 8.30.

Но HMS Edinburgh ненадолго пережил своего противника. Крен продолжал увеличиваться и адмирал Бонем-Картер приказал снимать с корабля экипаж. Экипаж перешёл на тральщики, которые оказались сильно перегруженными. Для того, чтобы скорее продолжить путь, HMS Edinburgh было решено добить. Это сделал эсминец HMS Foresight выпустив по нему торпеду. В 8.52 крейсер исчез под водой. На крейсере погибло 57 человек и ещё 23 были ранены.

Командиры

Корабль с сокровищами

Информация о том, что на борту HMS Edinburgh находилось золото, очень скоро просочилась в английскую прессу. А в 50-е годы появились предложения о поиске крейсера и находящегося на его борту золота. Но поиск HMS Edinburgh был сопряжён с определёнными трудностями. Во-первых, корабль затонул на глубине в четверть километра; во-вторых, крейсер был объявлен военным захоронением (ведь на нём покоилось 57 моряков), вследствие чего он получил полную неприкосновенность.

Тем не менее, англичанин Кейт Джессоп, в течение 10 лет изучавший всевозможную информацию о последнем походе HMS Edinburgh , решился организовать поисковую экспедицию. В 1979 году он, заручившись поддержкой норвежской фирмы «Столт-Нильсен», провёл поиски в Баренцевом море. Хотя корабль найден не был, район поиска довольно чётко удалось обозначить. Это оказалось возможным, в основном, благодаря свидетельству капитана одного из траулеров, в сети которого попали обломки с HMS Edinburgh .

В 1980 году предприимчивый англичанин организовал собственную фирму «Джессоп мэрин Рикавериз». В проекте Джессопа согласились участвовать известные корпорации: «Ракал-Декка», предоставившая электронное и гидроакустическое оборудование и OSA, предоставившая поисковое судно Demptor . В мае 1981 года Demptor отправился в поисковую экспедицию, оказавшуюся удачной. HMS Edinburgh был обнаружен в первый же день поисков. Он лежал на левом борту на глубине 250 метров. С помощью видеокамеры был отснят небольшой фильм.

Кейт Джессоп сразу же начал переговоры с советской и британской сторонами, в результате чего появилось советско-британское соглашение, подписанное 5 мая. Согласно нему фирма Джессопа несла все затраты по подъёму золота, а в случае неудачи не получала никакой компенсации. В случае же успеха Джессоп получал 45% поднятого золота, а остальное должно быть поделено между СССР и Великобританией в соотношении 2:1, так как СССР в годы войны уже получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков.

Для того, чтобы не беспокоить останки погибших моряков, подъём золота предполагалось осуществить через торпедную пробоину в правом борту. В августе к месту гибели HMS Edinburgh прибыло судно Stefaniturm , предоставленное фирмой OSA и оснащённое по последнему слову техники, в том числе, глубоководным колоколом и мощными лебёдками. Попытки проникнуть в артиллерийский погреб с золотом через торпедную пробоину была безуспешной. Мешали покорёженные конструкции и большое количество снарядов. Был прорезан дополнительный лаз, и проложен путь через топливные танки. Условия работы были чрезвычайно трудными, ведь работы на такой глубине проводились впервые в истории, и многие водолазы жаловались на недомогание.

16 сентября 1981 года поиски увенчались успехом. Был найден первый золотой слиток весом 11,5 кг. За следующие три недели был поднят 431 слиток золота общим весом около 5,13 тонн. Чрезвычайная усталость водолазов, а также ухудшение погоды заставили прекратить работы, и 7 октября Stefaniturm отправился в Мурманск. Общая стоимость поднятого золота составила более 40 млн. фн. ст., что является абсолютным рекордом в истории поиска морских сокровищ.

После этого Джессоп продал советско-британский контракт своим конкурентам - фирме «Уорлтон-Уильямс», которая организовала новую экспедицию к HMS Edinburgh . 28 августа 1986 года поисковое судно Deepwater-2 отправилось к месту гибели крейсера. В течение двух недель было найдено и поднято на поверхность ещё 29 слитков. На HMS Edinburgh оставалось ещё 5 слитков золота, но отыскать их среди покорёженного металла и разбросанных повсюду боеприпасов оказалось нереальным. 18 сентября Deepwater-2

Литература и источники информации

  • С.А. Балакин Крейсер "Белфаст" . - Москва: 1997. - (Морская коллекция №1/97).
  • С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин, М.С. Барабанов, К.В. Егоров Крейсера Второй мировой. Охотники и защитникию . - Москва: Коллеция, Яуза, ЭКСМО, 2007. - (Арсенал Коллекция). - ISBN 5-699-19130-5

Галерея изображений


В 2007 году охотники за сокровищами нашли старинный галеон с грузом золотых и серебряных монет, крупнейший в истории человечества подводный клад. Координаты и даже название корабля хранятся в секрете. Тайна, которой окутана эта находка уже породила массу предположений. Возможно, на ее разгадку уйдут годы, как это было с одной из удивительных тайн XX века - золотом Сталина, частью золотого запаса Советского Союза, которое бесследно исчезло по пути в Англию.

Ключ к разгадке исчезновения был надежно скрыт на недосягаемой глубине еще в начале войны, но охота за легендарным золотым кораблем с этого только началась.

26 апреля 1942 года тревожный сигнал разбудил команду британского крейсера «HMS Edinburg », стоящего в Мурманском порту за 15 минут до полуночи. Выскочившие на палубу матросы увидели, что причал блокирован солдатами в форме НКВД. Вплоть до выхода в море команде уже не позволяли сойти на берег. В Мурманск прибыл, сопровождая очередной конвой с грузами по лендлизу, но на обратном пути ему предстояло выполнить особую миссию, о которой никто не догадывался даже члены его экипажа. Поднятые по тревоге английские матросы стали поднимать на борт небольшие, но очень тяжелые ящики. Но завесу тайны приоткрыла случайность - один из ящиков упал на палубу, и оттуда выпали золотые слитки.

Секретность отправки золота была главным условием Сталина. Военные поставки из США и Великобритании в глазах мировой общественности должны были выглядеть бескорыстной помощью союзников. Ни к чему афишировать, то, что СССР расплачивается за танки и самолеты золотом наивысшей пробы. Впрочем, режим чрезвычайной секретности был важен и для британцев, ведь им предстояло провести через враждебные воды один из крупнейших золотых караванов в истории мореплавания. На борту крейсера «Эдинбург » находилось 465 золотых слитков общим весом 5 тонн. С таким количеством можно сравнить только легендарные галеоны испанцев, вывозившие из Америки награбленную добычу. Но информация о золоте Сталина так была упрятана в архивах, что даже самый знаменитый охотник за сокровищами Мел Фишер считал ее мифом. Груз крейсера стоил более 100 миллионов долларов США.

крейсер «HMS Edinburg»



Под пристальным взглядом офицеров НКВД золотые слитки из разбитого ящика быстро собрали. По правилам погрузку следовало бы прекратить, но отправлять золото с другим кораблем, было равносильно вовлечения в секретную операцию еще больше людей.

Но приняли решение придерживаться первоначального плана. Золото повезет крейсер «Эдинбург ». Возможно, это решение стало первым в той роковой цепочке событий, которые впоследствии приведут к драматическому финалу.

По неизвестной причине корабль еще сутки простоял у причала и только затем начал движение за караваном транспортных судов. Однако вдруг происходит нечто странное - обогнав надежно охраняемый тихоходный караван, крейсер с золотом оторвался от конвоя почти на 50 миль. Как позже заявил командир корабля, это было сделано в целях безопасности. По версии британцев расчет строился на том, что одиночный боевой корабль не заинтересует охотников, которые караулили транспорты. Но расчет не оправдался. В данном районе вела патрулирование немецкая подлодка. Заметив , командир классифицировал его как корабль конвоя и торпедировал его. Первая же торпеда вывела из строя машинное отделение, центр связи, генераторы и системы главного калибра. Вторая, взорвавшись в корме, лишила крейсер руля и двух винтов. Набитый золотом крейсер «HMS Edinburg » стал беспомощной мишенью. Невероятно, но первым на помощь к крейсеру с золотом, несмотря на близость британской эскадры, подошел советский военный корабль. Он взял на буксир тонущий крейсер, и через трое суток в Москву ушла шифровка о том, что британский крейсер спасти не удалось. Почему? На этот вопрос я отвечу чуть позже, но пока скажу, что в секретной шифровке было написано: «Крейсер «Эдинбург» затонул в 100 километрах севернее Мурманска, а находящийся на борту специальный груз спасти не удалось». С этого момента всё связанное с крейсером было строго засекречено. В Советском Союзе и Англии считали, что золото Сталина исчезло навсегда, но где именно на дне морском или раньше, когда крейсер был еще на плаву.

Ценный груз был на 2/3 застрахован в ИНГОССТРАХ и на 1/3 в Бюро страхования военных рисков Ее величества. Страховку выплатили, а 2/3 пропавшего золота теперь принадлежало ИНГОССТРАХ. Если груз был на дне, то на поиски и подъем требовалось разрешение новых владельцев. Разумеется, все понимали, что речь идет о согласии Кремля. И вот после смерти Сталина британцы неожиданно предложили заняться сообща поисками золотых слитков. В Москве были удивлены этим обращением. Советские спецслужбы предполагали и не без оснований, что золото британцы спасли и тайно переправили его в Англию, но напрашивался очевидный ответ, золото может только приманка, на которую британские спецслужбы ловят СССР, ведь ключ к разгадке тайны крейсера «Эдинбург » лежит на глубине 250 м.

В середине 50-х годов считалось, что для водолазов такие глубины недоступны, по крайней мере, на западе такой техники не было, а в Советском Союзе разработки по глубоководному погружению изначально вели военные. Именно в 1956 году, когда британцы вдруг заинтересовались судьбой сталинского золота, трое советских водолазов впервые в мире спустились на 300 метров. Информация об этом долгие годы скрывалась под грифом «секретно». Возможно, британская разведка что-то знала об успехах глубоководного погружения союза.

Пять тонн золота якобы оставшееся на борту британского крейсера было хорошей наживкой для британских спецопераций. Малоизвестная британская фирма, которая обратилась с предложением найти золото «Эдинбурга » технически не могла опустить водолазов на такую глубину и Москва решила, что кладоискателей используют втемную. Ради такого «улова» как золото Сталина охотники за сокровищами на всё готовы, но что особенно настораживало, ни один из известных кладоискателей о золоте Сталина даже не помышлял. Даже великий Мэл Фишер. Когда впервые британцы заговорили о золотом крейсере, Фишер всю свою баснословную добычу предпочел вложить в охоту за другим мифом, испанским галеоном « ». Но если золото Сталина все-таки осталось на борту крейсера, то его стоимость могла измеряться сотнями миллионов долларов. Кладоискателям было за что бороться.

История каравана, с которым шел крейсер «HMS Edinburg » в общем, была известна из мемуаров и сообщений из мировой печати, но вот где и как именно затонул корабль, оставалось тайной. Охотники за золотом начали с того, что восстановили этот морской бой. Все до мельчайших деталей. Выяснилось следующее, что почти сутки два советских тащили на буксире подбитый крейсер с золотом . Но ранним утром неожиданно бросили корабль, и ушли на военно-морскую базу. Истинные мотивы возвращения в Мурманск советских боевых кораблей до сих пор остаются загадкой. Во всех документах значится только официальная версия дозаправка.

Некоторые британские источники даже выдвинули встречные обвинения, русские специально бросили подбитый «Эдинбург » на растерзание немцам, предварительно забрав все золото.

В Лондоне были допрошены все моряки крейсера «HMS Edinburg » ведь в момент буксировки команда находилась еще на борту. Все подтвердили, что русские на крейсер не высаживались и золото не перегружали. Теперь на вопрос, где золото с достоверной точностью уже ответить никто не может. Если с русских моряков подозрения были сняты, то с британцами история выглядела куда более темной. В Москве рассуждали так, если нашлось время перевести команду на другие , то почему заодно не забрать и золото. И ситуация вполне позволяла, но если золота на дне нет, то, что там искать британцам. Скорее всего, их интересовало - могут ли советские военные водолазы работать на такой глубине. Стоило только понять, что на техническое участие русских рассчитывать не приходиться, как для англичан операция теряет смысл. Найти и собрать рассыпанное на огромной глубине золото считалось технически невозможным, если золото все еще было на дне, в чем советское правительство очень сильно сомневалось. Но прошло два десятка лет и на Лубянку поступает очень любопытный документ. Некий безработный водолаз из Шотландии по имени Кейт Джесоб попросил советское правительство разрешить ему поработать в советских военных архивах. Его интересовала история гибели крейсера «Эдинбург ». На Лубянке никто не сомневался о том, что британские спецслужбы затеяли новую операцию со старой приманкой.

Технология глубоководных погружений уже не была секретом. Возможно, на этот раз интерес вызвало само место гибели крейсера, ведь это район базирование стратегического подводного флота СССР. Но для начала решили выяснить кто такой Кейт Джесоб. И знакомство с этим человеком заставило призадуматься советские службы. Британец был либо супер шпион, либо парня использовали втемную. Джесоб начал с того, что отправился в архив изучать судовые журналы и координаты погибших кораблей королевского флота. Доступ в специальный архив британского Адмиралтейства безработный водолаз получил с подозрительной легкостью. В Москве это восприняли как доказательство участия британских спецслужб, а то, что золота на затонувшем крейсере нет, не сомневался почти никто.

Вскоре так же выяснилось, что проектом курирует военное ведомство. И Москва решила вступить в предложенную игру. Британцам дали понять, что Советский Союз готов поддержать идею поисков, но сомневается в ее целесообразности из-за дороговизны, но ответ из Лондона пришел незамедлительно, и он только утвердил подозрения, что безработный водолаз не так прост как хочет казаться. Джесоб заявил, что совершенно случайно нашел спонсора, который готов хоть завтра дать 10 миллионов долларов и специальное судно в придачу. Поистине ни одному искателю сокровищ не удавалось с такой легкостью прокладывать себе дорогу.

Итак, в Лондон отправилась делегация советских сотрудников с особой миссией, чтобы прощупать англичан. Британцы подготовились на совесть. Предоставленные архивные документы по крейсеру и даже проект договоров о разделе добычи выглядели убедительно. Что впрочем, для хорошо подготовленной операции вполне ожидаемо. То, что ко всему этому британские спецслужбы имели непосредственное отношение, стало понятно сразу. Наружное наблюдение за советскими представителями велось почти открыто. В гостиничных номерах кто-то постоянно рылся в личных вещах. Самый большой интерес у советских сотрудников, конечно же, вызвал безработный водолаз. Был ли он тем, кого за себя выдавал. На нем и было решено сосредоточить основное внимание. Однако подобраться к нему было непросто. Он никогда не появлялся в одиночестве, рядом всегда был кто-нибудь, чьи цепкие глаза и особая сноровка выдавали сотрудников спецслужб. На Лубянке решили, что московские гости должны устроить для британцев праздничный банкет и позвать на него всех, в том числе и Джесоба. Операция была разыграна как по нотам. На какой-то момент британцы потеряли бдительность, и Кейт Джесоб сразу же оказался в соседней комнате со стаканом водки в одной руке и большой деревянной ложкой, с которой сползала черная икра, в другой.

Нагрузившись икры, он рассказал все, что знал о гибели крейсера, а главное выложил координаты его затопления. Было ясно, что он истинно мечтает найти золото Сталина. Впрочем, из этого разговора стало понятно и другое. У британских спецслужб есть в этом деле и свой интерес не связанный с крейсером «Эдинбург». Когда обо всем доложили в Москву, было решено продолжить игру. Логика принятия такого решения проста золото золотом, но если британцы готовят какую-то разведывательную операцию, то пусть лучше она будет проводиться под нашим контролем. За всю историю своего существования Советский Союз решил ввязаться в охоту за сокровищами во второй раз. Первый раз охота была за золотом затонувшего парохода получивший таинственное название « », на котором находилась жалование казны британской короны.

Чтобы проникнуть на затонувший «Эдинбург », который много лет пролежал на морском дне, предстояло тщательно изучить положение внутренних помещений. Ведь на глубине в 250 метров водолазам придется ориентироваться практически на ощупь. Было очевидно одними чертежами не обойтись, слишком большой риск. Водолазы один за другим стали отказываться от участия в экспедиции. Но здесь вновь сыграли свою роль таинственные люди из военного ведомства. Они будто повиновению волшебной палочки организовали водолазам Джесоба учения на однотипным корабле «Белфаст», который находится на вечной стоянке на реке Темза. Проблема была решена, а этот факт еще больше убедил советское правительство в том, что готовится серьезная разведывательная операция. Водолазы тренировались с завязанными глазами, но одно было невозможно отработать на тренировках - боевой корабль полвека пролежал на огромной глубине со снарядами набитыми в трюме, так что малейшая случайность могла обернуться мощнейшим взрывом.

специальное исследовательское судно «Stephaniturm»


Итак, осенью 1981 года специальные судно «Stephaniturm » отправилось к российским берегам Баренцева моря, имея на борту разношерстную по своему составу советско-британскую команду. Перед самой отправкой советские представители получили инструктаж на тот случай если золото будет найдено, впрочем, главная забота была о том ради чего, по мнению КГБ британцы затеяли всю эту операцию. На Лубянке были уверены, что поиски золота всего лишь прикрытие для проведения шпионской, а может и диверсионной операции. Перед вылетом из Москвы советских разведчиков пригласили в ЦК, где им напомнили, что главная задача контролировать ситуацию и регулярно докладывать о ходе работ, а также помнить о том, что близ района операции находится база подводных лодок, поэтому пресекать любую активность, не имеющую отношения к цели экспедиции.

Судно медленно приближалось к точке, где мог находиться затопленный корабль. Эхолоты прощупывали дно, но ничего похожего на корпус британского крейсера обнаружено не было. Шли томительные часы ожидания. Корабль менял курс, тщательно прочесывая пустынные просторы морского дна. Только спустя сутки на экране появилась долгожданная картинка. После детального изучения данных стало понятно, что это крейсер «Эдинбург ». Экспедиция была у цели, но если там золото. Первое погружение принесло разочарование. На борт корабля было невозможно проникнуть из-за многочисленных завалов обломками. Поэтому экспедиция единогласно приняла решение прорезать борт в районе предположительного расположения золота и проникнуть внутрь. Несколько суток группа водолазов жила в крошечных барокамерах, а к затонувшему кораблю спускались в специальном колоколе. Температура воды достигала +3 градуса по Цельсию. Перемещаться приходилось в узких коридорах между сорвавшихся со своих мест механизмов, в кромешной тьме, пытаясь нащупать ящики с золотом. С корабля с помощью мониторов наблюдала другая часть искателей за сокровищами. Порой агенты даже забывали о шпионских играх, слишком напряженная ситуация складывалась внизу на дне у затонувшего корабля. Водолазы в буквальном смысле работали на пороховой бочке. Время стремительно уходило. Осенняя погода в Баренцевом море оставляла все меньше шансов наудачу. Начались частые шторма. За все время поисков удалось поднять только один ящик, и тот оказался полон снарядов. Ни малейших намеков на золото. Надежда исчезла. И вдруг на 11 день экспедиции один из водолазов нашел слиток. От потрясения он чуть не потерял сознание. К мониторам сбежалась вся команда. Восторг был неописуемым. Первый слиток вся команда по очереди подержала в руках, но по праву он принадлежал Кейту Джесобу.

Вскоре за первую смену на поверхность были подняты золотые слитки на сумму 4 миллиона фунтов стерлингов. Золото выкладывали прямо на палубу, отмывали и пересчитывали. Затем под сокровища отвели специальное помещение, которое вскоре стало золотой от пола до потолка. Работы останавливались только, когда волнение моря достигало до 6-7 баллов. Все позабыли об усталости.

После того как были подняты 432 золотых слитка работы приостановили из-за непогоды. Последующие спуски были сопряжены с риском. По подсчетам на затонувшем корабле осталось не более пятидесяти штук.

Золото Сталина возвращалась в Мурманск в сопровождении конвоя. Затраты охотников за сокровищами окупились сполна. Водолазов и экипаж ждала слава и заслуженный отдых, однако советским представителям в эти дни было совсем не до отдыха. Они хорошо понимали, что эта экспедиция, несмотря на найденное золото, слишком хорошее прикрытие для проведения разведывательной или диверсионной операции, ведь зачем-то британским правительством в команду искателей за сокровищами были введены агенты, которые все время прятались по каютам. Советские агенты чувствовали, что что-то должно было произойти, и не ошиблись. Ночью на подходе к Мурманску судно неожиданно замедлило ход. Стихший шум двигателя встревожил одного из советских агентов. Он заподозрил неладное и стремительно помчался на ходовой мостик. Остановить судно могло только чрезвычайное обстоятельство, но в рубке кроме рулевого находился сам капитан. Как выяснилось, капитан выполнил просьбу одного из британских представителей. В это время британец готовил к спуску на воду какое-то устройство, состоящее из плавучего настила и ящика с проводами. Британец замешкался, принимая решение. Выход у него был один, чтобы не поднимать шума, нужно было избавиться от свидетелей. Это понял и советский агент Мелодинский. Он бросился в рубку, чтобы рассказать об этом коллегам и не дать довести эксперимент да конца. Главная трудность заключалась в том, что советские люди находились на британском судне, и у Мелодинского была одна надежда на то, что британцы побоятся огласки.

Специалистам было понятно в чем заключался ночной эксперимент со взрывчаткой. Именно в этот момент судно проходило через зону противолодочной обороны СССР, одного из самых укрепленных рубежей Советского Союза. Северная база подводных лодок служила стратегическим щитом холодной войны, и подводный взрыв в зоне контроля может привести систему в действие. Если точно скоординировать место и время действия британского экспериментатора с работой системы наблюдения можно зафиксировать в момент взрыва всю оборонительную схему. В масштабах глобального противостояние СССР и Запада 2,5 миллиона фунтов стерлингов потраченных на экспедицию небольшая плата за такие бесценные сведения.

После поднятого шума таинственную аппаратуру заперли вместе экспериментатором в каюте. Доступ туда был закрыт даже во время стоянки в мурманском порту - корабль оставался территорией Великобритании. Информация о ночном инциденте до сих пор засекречена. Тайного агента встретили в порту несколько человек в штатском. Он спустился с борта вместе со своими контейнерами и большие о нем никто из участников экспедиции не слышал.

Первую остановку исследовательское судно «Stephaniturm » сделало порту Мурманск. Каждый слиток тщательно взвешивали, проверяя соответствие с записям в журнале регистрации подводных работ. Все сошлось. Советскую долю, а это 1/3 груза опечатали в специальном контейнере. Почти без затрат, не считая командировочных для двух человек Советский Союз получил порядка 40 миллионов долларов золота. Сама экспедиция обошлась организатором в 2,5 миллиона, между ними и был поделен остаток добычи. Доля Великобритании составила 2/3 поднятых золотых слитков, а Кейт Джесоб получил 1/10 от 10 миллионов долларов.

И всего несколько слитков по-прежнему лежат в трюмах крейсера «Эдинбург » под слоем ила и застывшего мазута среди неразорвавшихся снарядов и торпед Второй мировой войны.

Мы уже как-то привыкли к тому, что золото на затонувших кораблях находят где-то в южных теплых морях. Но иногда золотые слитки поднимают и в наших северных морях. Так, в 1981 году в Баренцевом море с затонувшего крейсера «Эдинбург» было поднято более 5 тонн золотых слитков. И клейма на них стояли не испанских или английских королей, а – Советского Союза. Но обо всем по порядку.

В 1939 году британский королевский флот пополнился двумя новыми легкими крейсерами. Водоизмещение каждого из них составляло 10,2 тысяч тонн, каждый был вооружен дюжиной шестидюймовых орудий, многочисленными зенитками, развивал максимальную скорость 32 узла. В общем, близнецы, да и только. «Белфаст» благополучно пережил Вторую мировую войну и ныне стоит на Темзе в Лондоне, превращенный в корабль-памятник. Судьба «Эдинбурга» сложилась по-иному.

28 апреля 1942 года из Мурманска на запад отравился конвой QP-11: тринадцать транспортов под охраной шести эсминцев, четырех сторожевиков и вооруженного траулера. Недалеко от конвоя двигался, выписывая противолодочный зигзаг, крейсер «Эдинбург», на котором держал флаг контр-адмирал Бонхем-Картер. На борту «Эдинбурга» находилось 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота — всего около 5,5 тонн драгоценного металла - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны), частично - «обратный ленд-лиз»: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота.

30 апреля в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был обнаружен немецкой субмариной - У-456. В 16 часов 18 минут корпус крейсера содрогнулся от сильного взрыва по правому борту под кормовой башней - погиб весь ее расчет, а через несколько секунд второй столб воды и дыма встал над кормой. Это попадание и решило судьбу крейсера — он лишился двух винтов, руля и мог передвигаться только со скоростью 3,5 узла, с трудом управляясь машинами. 2 мая он был добит немецкими эсминцами и затонул в Баренцевом море.

Гибель «Эдинбурга» вызвала у английских и советских моряков взаимные упреки. Англичане ссылались на то, что ответственным за боевые действия на этом участке моря был Советский Союз. Упрекали в том, что советские эсминцы якобы покинули поле боя и ушли на базу праздновать 1 мая. Советские моряки считали, что героически сражающийся «Эдинбург» мог еще постоять за себя и был потоплен англичанами преждевременно. Золото и личные вещи команды можно было перегрузить на другие корабли. Все эти упреки были во многом несправедливыми. Крейсер потерял в бою 57 человек убитыми и 23 – ранеными. О потере золота обе стороны не упоминали и, казалось, эта тайна навеки похоронена на дне моря.

Но о «золотом крейсере» вспомнили спустя несколько лет после войны, когда несколько судоподъемных компаний, в том числе норвежская, изъявили готовность извлечь драгоценный груз. Однако англичане объявили корабль военным захоронением, следовательно, никто из иностранцев не имел права нарушать вечный сон полусотни моряков, разделивших судьбу «Эдинбурга».

Но в 70-х годах прошлого века появился человек, который поставил своей целью найти «Эдинбург» и поднять на поверхность золото. Этим человеком был неутомимый искатель приключений и отличный моряк Кейт Джессоп. Он раньше служил боцманом и обошел все побережье Скандинавского полуострова в поисках сведений о затонувших во время войны кораблях. От норвежских моряков ему удалось узнать приблизительные координаты места гибели «Эдинбурга». Джессоп организовал фирму и начал добиваться у СССР разрешения на проведение поисковых работ.

Только в апреле 1981 года было заключено советско-английское соглашение и подписан контракт с частной фирмой «Джессоп марин рикавериз». Фирма Джессопа заключила с британским правительством контракт, получила разрешение на работы в воинском захоронении и немедленно приступила к организации экспедиции. Контракт был заключен на общепринятых международных условиях: «Без спасения нет вознаграждения». По нему фирма Джессопа получала в случае успеха 45% стоимости спасенного груза. Все остальное делилось между английской и советской сторонами – 1:3.

Работы начались 9 мая 1981 года. 14 мая спасательное судно «Дамматор» обнаружило судно на глубине 250 метров, лежащим на дне на левом боку. Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм». Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 килограмма. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъему груза. 9 октября «Стефанитурм» с золотом пришел в Мурманск.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договоренности и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасенного золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъема использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 килограмма. Пять слитков золота весом 60 килограммов так и остались лежать на дне Баренцева моря.

Крейсер "Эдинбург", затонувший с грузом советского золота.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена уникальная операция по спасению груза золота с борта британского крейсера «Эдинбург», ушедшего на дно в далёком 1942 году. Образцовый профессионализм, который показала спасательная команда при розыскных и подъёмных работах, а также количество извлечённых ценностей заслуживает особого внимания специалистов и просто людей, интересующихся подводной археологией и кладами.

Упомянутый груз золота был погружен на «Эдинбург» 25 апреля 1942 года в Ваенге (неподалёку от Мурманска). С этого момента крейсер флота Великобритании стал частью секретной операции по переправке союзникам очередного платежа правительства СССР за поставки по лэндлизу. В тот день «Эдинбург» принял в свои погреба 93 ящика, содержащих 465 слитков золота, общим весом чуть более 5,5 тонн.

28 апреля крейсер, сопровождаемый эсминцами «Форсайт» и «Форестер» вышел в море и на следующий день уже присоединился к конвою QP-11. В охранении этого каравана судов, следовавших из Мурманска в Англию, теперь насчитывалось 6 британских и 2 советских эсминца, крейсер, 4 корвета, британские тральщики.

В этот же день, 29 апреля, конвой был обнаружен немецкой воздушной разведкой. Первая атака на караван произошла утром следующего дня. Это вынудило контр-адмирала Королевского флота Бонэм-Картера, находившегося на «Эдинбурге», покинуть караван. Объясняется такое решение тем, что, находясь в конвое, современный быстроходный крейсер вынужден был двигаться со скоростью других судов. Так он терял одно из своих существенных преимуществ и становился уязвим, что было неприемлемо для боевого корабля с таким ценным грузом на борту.

Крейсер отделился от основной массы судов и, не взяв эскорта, отдалился от головы каравана примерно на 15-20 миль. Тут одинокий корабль и был замечен капитаном немецкой подводной лодки U-456 Максом Тихартом. Подлодка выпустила по крейсеру 3 торпеды. От двух из них «Эдинбург» уклониться не смог. Взрывы нанесли большие повреждения, частью оторвав, а частью повредив кормовую часть корабля, лишив судно рулей и винтов, и соответственно возможности двигаться. На сигнал о помощи в течение 1,5-2 часов к повреждённому «Эдинбургу» подошли советские эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный» и британские эсминцы «Форсайт» и «Форестер». Им удалось предотвратить повторную атаку немецкой субмарины.

Экипаж «Эдинбурга» сразу после торпедирования приступил к борьбе за живучесть, однако, несмотря на прекращение поступления забортной воды в отсеки, о продолжении перехода в Англию теперь не могло быть и речи. Контр-адмирал Бонэм-Картер принял решение возвращаться в Мурманск. Буксировать повреждённый крейсер не удалось, поэтому к ночи 1 мая судно начало движение в обратный путь малым ходом (около 3 миль в час) с помощью носовых турбин.

В сопровождении «Эдинбурга» на пути к Мурманску оставались оба британских эсминца, а вместо советских «Гремящего» и «Сокрушительного» подошли английские тральщики и советский сторожевой корабль «Рубин».

Повреждённый взрывом торпеды британский крейсер "Эдинбург".

Немецкое командование, не желая отпускать сильно повреждённый британский крейсер, выслало на перехват 3 эсминца. Они настигли «Эдинбург» и его эскорт утром 2 мая. В ходе боя один из немецких кораблей был сильно повреждён и впоследствии затоплен, но и «Эдинбург» получил очередную торпеду в борт. Остававшиеся в строю немецкие эсминцы превосходили по огневой мощи эскорт британского крейсера, поэтому, чтобы поскорее уйти от места сражения, Бонэм-Картер отдаёт распоряжение команде покинуть корабль. Экипаж приняли на борт тральщики «Госсамер» и «Харриер». А вот ценный груз остался на «Эдинбурге». Перегрузить его не было, не времени, не возможности – бомбовый погреб с золотом затопило забортной водой ещё при первом торпедировании крейсера. Около 9 утра 2 мая оставленный «Эдинбург» пустили на дно, добив торпедой с эсминца «Форсайт».

Так трагически закончился боевой путь лёгкого крейсера флота Великобритании «Эдинбурга». На его борту осталось 57 погибших моряков, и британское правительство объявило корабль воинским захоронением.

Груз золота также на долгие годы был утерян. Глубина на месте затопления судна оказалась значительной и технически недостижимой. Да и права на «подводный клад» принадлежали Госстраху СССР и Английскому правительственному бюро страхования военных рисков. Поэтому ни одному частному подрядчику без согласования с обеими сторонами невозможно было проводить спасательные работы на месте крушения «Эдинбурга».

Сразу после окончания войны информация о затонувшем золоте появилась в прессе, и желающих заняться подъёмом ценностей было предостаточно. Неоднократно проявляли интерес в этом вопросе и правительства СССР и Англии.

К обоюдному взаимопониманию страны пришли к началу 80-х. К тому времени британское правительство уже сняло запрет на работы на месте гибели своего военного корабля. Для поднятия со дна Баренцева моря груза крейсера было проведено нечто вроде конкурса, где среди множества претендентов выбрали кандидата, наиболее подготовленного для работ на борту «Эдинбурга».

Кейт Джессоп - водолаз и исследователь,руководивший поиском и подъёмом "золотого" груза "Эдинбурга".

Самой подходящей на эту роль стала компания «Джессоп Мэрин Рикавериз». Возглавлявший компанию Кейт Джессоп обладал значительным опытом в подводных работах. К тому же он на момент конкурса оказался и наиболее осведомлённым касательно истории «Эдинбурга» и предположительного места его затопления. Кейт Джессоп давно собирал информацию и даже в 1979 году провёл экспедицию с цель обозначения района гибели крейсера. Партнёрами «Джессоп Мэрин Рикавериз» в планируемой поисково-спасательной операции стали известные европейские компании, обеспечившие команду Джессопа судном и современным оборудованием.

5 мая 1981 года между представителями советского и английского правительств и компанией «Джессоп Мэрин Рикавериз» был заключён договор. Согласно этому договору 45% поднятого груза золота доставалась консорциуму компаний–партнёров во главе с Кейтом Джессопом. Оставшиеся 55% делились между СССР и Англией в долях, соответствующих выплаченным ими в годы войны страховым обязательствам за утерянный груз. Все расходы и риски ложились на консорциум Джессопа.

Крейсер "Белфаст". Как и "Эдинбург" относился к крейсерам типа "Town".

Начался подготовительный этап операции. Для работы на борту «Эдинбурга» набрали команду из 16 лучших водолазов-профессионалов со всего мира, прошедших жесточайший отбор по множеству критериев. Также изучили внутреннее устройство крейсера на примере однотипного ему «Белфаста». С целью ещё больше сузить район поиска изучили все доступные архивы, содержащие сведения о последнем бое «Эдинбурга» и соотнесли полученные данные с информацией от рыбаков о зацепах их тралов в том районе Баренцева моря об препятствия на дне. Так определили два относительно небольших района предстоящих поисков.

В обозначенный район вышло судно «Дамматор», которое уже 14 мая с помощью гидролокатора определило покоящееся на дне на глубине 250 метров большое судно, а на следующий день данные, полученные с подводного телеуправляемого аппарата, подтвердили – «Эдинбург» найден.

Для следующего этапа экспедиции – подъёма груза, подключили специально оборудованное для этого водолазным комплексом, судно «Стефанитурм». Имеющееся снаряжение позволяло работать водолазам на глубинах до 400 метров.

Судно "Stephaniturm".

На борту этого корабля, 28 августа вышедшего к месту проведения работ, находились представители правительств СССР и Великобритании. Через неделю водолазы уже совершали первое погружение на дно Баренцева моря в месте затопления крейсера.

Первые же спуски показали, что работы предстоит много – пробоина, через которую планировали добраться до отсека с золотом, загромождена изломанным, перекрученным железом, завалена боеприпасами. Приняли решение вырезать в борту судна другой «вход» - это было менее трудозатратно.

На протяжении всей подводной части операции водолазы жили в барокамерах в трюме «Стефанитурма», опускаясь ежедневно на дно попарно в водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии. Эту процедуру предстояло пройти водолазам единожды по окончании спасательных работ. Для дыхания вне водолазного колокола на дне использовалась специальная дыхательная смесь.

По истечении 10 дней работ внутри корпуса крейсера, прошедших за разбором завалов и очистке прохода, удалось добраться до артиллерийского погреба, в котором хранился ценный груз. Ещё несколько дней ушло на очистку самого погреба, и только тогда показались долгожданные слитки. Первый брусок золота нашёл водолаз Джон Россье.

Результат успешной спасательной экспедиции на борту "Эдинбурга".

Извлечение золотого груза сопровождалось неизбежной дальнейшей расчисткой помещения. Этот процесс занял ещё 10 дней, и к началу октября на поверхность удалось поднять 431 слиток, совершив в течение экспедиции 67 погружений к крейсеру «Эдинбург». Продолжать работы не позволила осенняя штормовая погода. Остаток груза – 34 слитка, планировалось достать в следующем году.

Однако точка в подъёме золота с «Эдинбурга» была поставлена только через 5 лет. К тому времени консорциум, возглавляемый Джессопом, распался и контракт на продолжение работ достался фирме «Уорлтон-Уильямс». 28 августа 1986 года их судно «Дипвотер-2» вышло к месту предстоящих погружений. В период с 4 по 10 сентября им удалось извлечь ещё 29 слитков. Оставшиеся 5 брусков золота в артиллерийском погребе найдены не были и их судьба до сих пор не известна.

О крейсере флота Великобритании «Эдинбурге» и золоте на его борту, а также о процессе извлечения «подводного клада» написано несколько книг и снят фильм. Эта история долгое время привлекала к себе большое внимание общества. Помимо чисто меркантильного интереса эта операция представляется весьма показательной и с технической точки зрения. Организация процесса поисковых и подводных работ, а также используемые технологии и оборудование позволили в очень сжатые сроки провести передовую на тот момент операцию, доказав возможность таковой на недостижимых до того времени глубинах.

(Дополнение к "Волки Атлантики")

В 1936 году гражданская война в Испании складывалась не в пользу республиканцев, несмотря на то, что Сталин, втайне от мирового сообщества, помогал республиканскому правительству Кабальеро. Советские лётчики и танкисты, переодетые в испанскую военную форму, накапливали опыт ведения боев в воздухе и на земле. Осенью франкисты наступали и республиканцы были всерьез озабочены судьбой золотого запаса Испании, четвертого по величине в мире после США, Франции и Британии. Восемь тысяч ящиков с золотыми слитками, общим весом 635 тонн, они укрыли в горах, близ морского порта Картахена.
Сталин предложил республиканцам временно спрятать золото в России. А те и доверились. В середине октября ценный груз был погружен в трюмы четырех советских судов и доставлен на Черное море, в Одессу, откуда спец-эшелоном отправлен в Москву. Получив золото, Сталин отдал приказ Казначейству переплавить слитки и поставить на них советское клеймо. Что и было сделано. Возвращать золото владельцам вождь пролетариев не планировал.

В начале 1942 года Сталин оплачивал союзникам военные поставки. В бомбовый погреб крейсера «Эдинбург» было погружено 93 ящика с золотыми слитками весом в четыре с половиной тонны, стоимостью 2 миллиона 320 тысяч 620 долларов по тогдашнему курсу. Конвой QP-11 в составе которого был и крейсер, покинул Мурманск 29 апреля, возвращаясь в Англию. "Эдинбург" был гордостью Королевского Флота. Почти 200 метров в длину, он развивал скорость в 32 узла, что в те дни приближалось к скорости быстроходных торпедных катеров. Напичканный вооружением крейсер был способен отражать атаки противника с воздуха и с моря.

Мало кому известен факт, что создать такой крейсер англичанам помог...Гитлер. Об этом упоминает в своих мемуарах его личный ординарец майор СС Хайнц Линге. Ординарец-телохранитель обязан был следовать за фюрером повсюду, присутствовал он и на военных совещаниях.
В молодые годы Гитлер увлекался рисованием, писал маслом, а его акварельные пейзажные наброски и поныне прячутся в частных коллекциях. Став канцлером он проявил себя и как дизайнер. С архитектором Шпеером он работал над архитектурой городов Третьего Рейха (аналогично, в городах бывшего СССР до сих пор сохранились здания сталинской архитектуры), работал и с военными конструкторами. Тяжелый танк «Тигр» был его совместным проектом с Фердинандом Порше, а всем известный автомобиль Фольксваген-жук был нарисован лично Гитлером и до сих пор прототипы этого авто бегают на дорогах всех стран мира. Гитлер проектировал и автобаны, требуя от конструкторов такого покрытия, которое бы выдерживало посадку самолетов.

Фюрер был хорошо осведомлен о конструктивных особенностях морских кораблей и, как пишет Линге «на технических конференциях своими вопросами часто ставил в тупик экспертов в строительстве морского флота, требуя немедленного ответа». Однажды Гитлер предложил эскизы корабля с системой катапульты для малых самолетов, которые в морском походе прятались бы под верхней палубой. Конструкторы критически встретили идею, указав на то, что в мире нет аналогов такому проекту, следовательно это «не классика».
Вскоре, в один из дней, во время ланча с военачальниками Гитлеру доставили депешу, в которой сообщалось, что англичане приступили к строительству корабля с катапультой для взлета самолетов. С улыбкой триумфатора фюрер передал депешу своему морскому адьютанту адмиралу фон Путткамеру: «Британцы строят такой корабль и отныне впредь это можно считать классикой». Смущенный адмирал не знал что на это ответить. Этим кораблем и был крейсер «Эдинбург». Взлетавший с его палубы с помощью катапульты самолет отрабатывал свою задачу в воздухе и приводнялся рядом с крейсером. На борт его поднимали специальным краном, который хорошо виден на снимке. Груз золота находился в каземате, расположенном под палубой именно в той части корпуса.

На выходе из Мурманска конвой засекла воздушная разведка немцев. Морские волки адмирала Дёница уже поджидали свою жертву. На следующий день 30 апреля, в Баренцевом море подлодки и надводные корабли адмирала атаковали и расстреляли крейсер. Англичане затопили беспомощный «Эдинбург», чтобы золото не досталось немцам, отметив место затопления на карте. Морская могила крейсера находится приблизительно в точке 72.00N 35.00E, на глубине 245 метров.

В 1954 году Британское правительство предложило компании «Risdon Beazley» провести спасательные работы и вытащить золото, но в послевоенные годы водолазные службы всех стран Балтики, включая советский «Эпрон» были заняты расчисткой фарватеров и каналов, поднимая со дна тысячи тонн различного добра. Проект «Эдинбург» отложили на потом.

Прошло еще четверть века, к концу семидесятых новейшие технологии уже позволяли водолазам работать на больших глубинах. Англичан стала тревожить мысль, что однажды русские возьмут инициативу в свои руки и сами поднимут золото. Несколько спасательных компаний предложили варианты, сводившиеся к тому, чтобы подводными взрывами разломать корпус крейсера и вытащить золото, которое удастся найти. Контракт выиграла спасательная компания «Jessop Marine», предложившая иной способ подьема сокровищ, а именно – специальными резаками вырезать дыру в корпусе, проникнуть вовнутрь и вытащить всё золото, без потерь.

В апреле 1981 года поисковое судно компании, уже на десятый день поисков, обнаружило крейсер и фотокамеры управляемого батискафа сделали снимки корабля. В конце августа на место прибыло судно с необходимым оборудованием и тщательно отобранным отрядом водолазов, способных выдерживать критические перегрузки. Спасательная команда приступила к работам на условиях «no cure no pay», то есть, если золото не будет поднято, они не получат ничего. Ни один из водолазов до того не работал на таких глубинах, да еще в арктических водах, поэтому после первых погружений они страдали от инфекции, проникавшей сквозь их продавленные ушные перепонки. Они страдали от боли ушибленных или ошпаренных горячей водой конечностей, циркулировавшей в их костюмах, чтобы предохранить организм от переохлаждения и смерти в ледяной воде. После погружений, чтобы не умереть от декомпрессии, водолазы жили в специальной барокамере, дыша смесью гелия с кислородом, работая посменно.

Первый слиток вытащили 15 сентября. За три последующие недели они подняли 431 золотой слиток, но в начале октября начало сезона зимних штормов вынудило свернуть работы. По условиям контракта спасатели получили 45%, остальное было разделено между двумя странами, где одну треть получила Британия и две трети досталось СССР. Спасатели выручили 142 миллиона долларов и если вычесть половину суммы на расходы по экспедиции, то оставшиеся 70 миллионов, наверное, окупили их страдания и риски.

В трюме крейсера остались 34 слитка. С тех дней прошло более тридцати лет, технологии шагнули далеко вперед и кто знает, может в Баренцевом море уже побывали пираты-охотники за сокровищами. Ведь цена унции золота за три десятка лет взлетела в сто раз! Золотишка в трюме крейсера осталось еще миллионов на пятьдесят, это точно!