Элективный курс "Графика. Техническое рисование"

Главная > Рабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе _____________Г.П.Иванова

«__» ___________ 20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Уровень основной образовательной программы бакалавриат Направление подготовки дизайн Профиль – дизайн среды Форма обучения – очная Срок освоения ООП – нормативный (4 года) Факультет – Институт культуры и искусства Кафедра дизайна Начальник учебно-методического управления ______________________________ Т.В.Майзель Директор ИКиИ __________________________Э.В.Паничева Заведующая кафедрой дизайна ______________О.В.Кириченко

Воронеж – 2011

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры дизайна от «___»_____________20___г. Протокол №_______ Заведующая кафедрой дизайна_____________________ О.В.Кириченко Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом ИКиИ От «____»__________________20_____г. Протокол №________ Разработчики: К.п.н., доцент ____________________________Н.В.Власова

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения технического рисунка является формирование у студентов научно обоснованного подхода к изображению на плоскости трехмерных объектов реального мира и их взаиморасположения в пространстве (посредством изучения алгоритмов решения позиционных и метрических задач). Изучение предмета способствует формированию пространственных представлений, стимулирует логическое и аналитическое мышление, развивает способность к абстрагированию и пространственное воображение. Одновременно решаются задачи развития композиционных навыков, владения профессиональной терминологией, совершенствования графического мастерства. Программа предусматривает изучение таких разделов технического рисунка как: основные стандартные виды аксонометрических проекций, методы аксонометрического проецирования, способы оттенения поверхностей объемных тел, теория теней и построение теней в ортогональных и аксонометрических проекциях и т.д. Ортогональное проецирование является основой изучения содержания данной учебной дисциплины. Обучение строится в форме практических занятий и лабораторных практикумов с небольшой лекцией-беседой в начале академического часа. Основная специализация профессионального образования (дизайн среды, костюма, графический дизайн) обусловили адаптацию и определенную направленность содержания дисциплины “Технический рисунок”. Особое внимание уделяется разделам, непосредственно связанным с будущей профессией: проецирование сложной пространственной формы, построение линии пересечения криволинейных поверхностей в аксонометрии, построение разверток как геометрической основы создания лекал. Практическое построение теней в ортогональных и аксонометрических проекциях дает будущему специалисту навыки эскизного проектирования, не связанного с компьютерной графикой, применяемой на заключительных стадиях проектирования. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции : -способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; научно обосновать свои предложения (ПК-1); -демонстрирует возможные приемы гармонизации форм, структур, разрабатывает комплекс функциональных и композиционных решений метрических и позиционных задач (ПК-3); -способен к конструированию предметов, комплексов, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации (ПК-4).

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «Технический рисунок» относится к общепрофессиональному циклу. 2.2. Для изучения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Начертательная геометрия» (1 курс 1 семестр): Знания свойств проекций геометрических элементов - точки, прямой и плоскости (в начале одного, затем двух элементов в их взаимном положении); Умения применять методы преобразования в одно действие (например, способ прямоугольного треугольника, один поворот вокруг вертикальной или глубинной оси); Навыки решения упражнений на точку, прямую и плоскость с привлечением изображений основных геометрических тел, в которых точки, прямые и плоскости являются вершинами, ребрами, гранями. 2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Академический рисунок», «Проекционная графика», «Перспектива».

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

Номер/

индекс

компетенции

(или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

ОК-1 Владеет культурой мышления Способы обобщения, анализа, восприятия информации Поставить цель, выбрать пути ее достижения Культурой мышления
ОК -6 Способен к саморазвитию Пути и способы повышения своей квалификации Использовать основные положения науки при решении профессиональных задач Способами и средствами познания, обучения и самоконтроля
ОК-14 Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества Сущностные особенности различных типов информации (знаковая, визуализированная, техническая, утилитарно-схематичная и т.д.) Пользоваться средствами получения, хранения и переработки информации Основными методами, способами получения информации
ПК-1 Анализирует и определяет требования к дизайн-проекту Принципы составления подробной спецификации требований к проекту Синтезировать набор возможных решений пространственных задач Методами научного обоснования своего решения/ предложения
ПК-3 Разрабатывает проектную идею Принципы концептуального подхода при решении пространственных задач Гармонизировать формы, структуры, системы Комплексом функциональных решений
ПК-4 Конструирует предметы, промышленные образцы, объекты и т.д. Приемы сближения начертательной геометрии с прикладной графикой (большинство чертежей выполняется без использования оси проекций);

Решать пространственные задачи в двух проекциях (фронтальной и горизонтальной). Третья проекция (профильная) привлекается лишь в случае упрощения решения задачи

Системой рационального решения пространственных(метрических и позиционных) задач

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2
часов часов часов часов

Аудиторные занятия (всего)

34 34

В том числе:

- - - - -

Лекции (Л)

6 6

Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

18 18

Лабораторные работы (ЛР)

10 10

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

34 34

В том числе:

- - - - -

Курсовая работа

Другие виды СРС:

- - - - -

Расчетно-графические работы (РГР)

16 16

Контрольная работы

7 7

Индивидуальные домашние задания

6 6

Внеаудиторное чтение

5 5

СРС в период промежуточной аттестации

Вид промежуточ. аттестации

+ +

экзамен (Э)

ИТОГО: Общая трудоемкость

часов

зач. ед.

3 3
4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.2.1. Содержание разделов учебной дисциплины

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

2
Аксонометрические проекции 1
Сущность метода и основные понятия. Виды аксонометрических проекций.
2 Техническое рисование 1
Формотворчество. Концепции, метод и идеи формотворчества. Концепции природы и идеи человечества в формообразовании. Об операциях проективографии
Теория теней 1
Оттенение поверхностей объемных тел. Общие понятия. Способы оттенения объема. Распределение светотени на телах вращения и гранных поверхностях.
4.2.2. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

п/п

семестра

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Формы текущего контроля успев-ти (по неделям семестра)

всего

Основы технического рисунка и графики

Терминолог. диктант

2 Введение в предмет. Цели и задачи курса.
3 2 Аксонометрические проекции

Терминолог. диктант

4 2 Сущность метода и основные понятия. Виды аксонометрических проекций тестВЧ
5

Стандартные аксонометрические проекции. Построение аксонометрического изображения по заданным координатам точки и по ортогональному чертежу

РГРКПР
6 Аксонометрия геометрических тел.
7 Техническое рисование
8 Форма и формообразование: современные учения о фигурах, пропорциях и отображениях. Построение проектиграфических полей

Терминолог. диктант,ИДЗ

9 Формотворчество. Концепции, метод и идеи формотворчества. Концепции природы и идеи человечества в формообразовании. Об операциях проективографии.
10 Роль объемного и плоскостного моделирования в современном художественном проектировании. Искусство визуальных сообщений
11 Теория теней

Терминолог. диктант

12 Теоретические основы построения теней. Источники освещения. Пересечение поверхностей как основа практического построения теней ТЕСТВЧ
13 Тени точки, отрезка прямой линии и плоской фигуры, тени геометрических тел в ортогональных проекциях. Способы построения теней
14 Оттенение поверхностей объемных тел. Общие понятия. Способы оттенения объема. Распределение светотени на телах вращения и на гранных поверхностях.
15 Тени геометрических тел в аксонометрии. Построение теней группы геометрических тел в аксонометрии
16 Построение контуров собственных и падающих теней объектов сложной формы
4.2.3. Лабораторный практикум

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Наименование лабораторных работ

Всего часов

Аксонометрические проекции

Построение аксонометрического изображения по заданным координатам точки и по ортогональному чертежу

Техническое рисование

Выявление объема архитектурного объекта при условном источнике освещении Способы оттенения объема. Штриховка, шраффировка, точечное оттенение поверхности предмета.

Теория теней

Построение контуров собственных и падающих теней объектов сложной формы в ортогональной проекции

ИТОГО:

4.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 4.3.1. Виды СРС

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды СРС

Всего часов

Аксонометрические проекции

Сущность метода и основные понятия. Виды аксонометрических проекций

Стандартные аксонометрические проекции. Построение аксонометрического изображения по заданным координатам точки и по ортогональному чертежу

Аксонометрия геометрических тел.

Техническое рисование

Форма и формообразование: современные учения о фигурах, пропорциях и отображениях. Построение проектиграфических полей

Формотворчество. Концепции, метод и идеи формотворчества. Концепции природы и идеи человечества в формообразовании. Об операциях проективографии

Роль объемного и плоскостного моделирования в современном художественном проектировании. Искусство визуальных сообщений

Теория теней

Тени точки, отрезка прямой линии и плоской фигуры, тени геометрических тел в ортогональных проекциях. Способы построения теней

Тени геометрических тел в аксонометрии. Построение теней группы геометрических тел в аксонометрии

РГРРабочая программа

Цель освоения дисциплины - изучение пространственных форм посредством изображений, полученных на плоскости. Вопросы, рассматриваемые в начертательной геометрии как учебной дисциплине, имеют два направления: изобразительное, которое

  • Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 072500 Дизайн (2)

    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 072500 дизайн и профилю подготовки графический дизайн, дизайн костюма, дизайн среды.

  • Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №5

    Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательная программа) МОУ СОШ № 5 разработана коллективом педагогов, родителей начальной школы МОУ СОШ № 5 на основе ст.

  • Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Первомайская основная общеобразовательная школа»

    Основная образовательная программа

    Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа” разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

  • МОУ «Поедугинская основная общеобразовательная школа»

    Принято Утверждаю:

    на заседании педагогического Директор школы

    совета школы

    Протокол №__________ ____________ /Петухов В.В./

    От «______» __________2014 г. Приказ № ___ от ________2014 г.

    ПРОГРАММА

    курса по выбору

    ТИП ПРОГРАММЫ: АДАПТИРОВАННАЯ

    ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 15-16 ЛЕТ

    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 12 ЧАСОВ

    УЧИТЕЛЬ: УСТЮГОВА П.Г.

    Поедуги, 2014

    ПРОГРАММА КУРСА

    "Графика и дизайн"

    Пояснительная записка

    Подготовка выпускников к самоопределению, к самостоятельной жизни, формирование способности применять полученные знания на практике – важнейшие задачи, стоящие перед современным образованием. Курс ориентирован на учащихся 9 класса (15-16 лет), рассчитан на 12 часов, на каждое занятие отводится 1 час .

    Программа позволяет получить знания, умения и навыки по предмету «Графика и дизайн», представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного курса. Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение часов по разделам курса.

    Курс по данной образовательной программе направлен на определение учащимися 9 классов дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

    Основной целью является развитие творческих способностей обучающихся на основе расширения знаний инженерной графики и основ дизайна, полученных в основной школе.

    Задачи :

    формировать умение практически применять общетехнические знания, развивать познавательную и организаторскую компетентности;

    приобщить учащихся к графической культуре, к освоению графических способов передачи информации;

    развивать логическое и пространственное мышление;

    развивать конструкторские способности;

    способствовать формированию эстетического, художественного вкусов, элементов общей культуры.

    Актуальность. Особенностью данной программы является углубленное изучение тем «Черчение и графика» и «Введение в графический дизайн», имеющие важное значение в жизни современного человека. В ходе обучения реализуются межпредметные связи с геометрией, изобразительным искусством, дизайном, технологией. Связь с трудовым обучением выражается в применении таких общих приемов работы как чтение чертежей, выполнение эскизов, использование измерительных инструментов и др. В процессе обучения предполагается использование опыта учащихся, приобретенного на занятиях ИЗО (знания о форме, перспективе, техническом рисунке, основах дизайна и др.). Связь с математикой проявляется в знании школьниками таких понятий, как точка, линия, луч, угол, плоскость, перпендикуляр, параллельность линий, геометрические фигуры и тела, подобие и др. Таким образом, предлагаемый курс по выбору является не самоцелью, а средством познавательной и творческой, созидательной деятельности, в ходе которой обучающийся приобретет универсальные компетентности.

    Изучаемые темы и разделы построены в логической последовательности учебного процесса с учетом межпредметных связей и возрастных особенностей учащихся.

    Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой, политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умений составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться в процессе трудовой деятельности.

    Чтение, выполнение чертежей и эскизов деталей, а также сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники.

    Предлагаемый в программе курс основан на изучении формы предметов, правил чтения графических изображений, методов и правил графического изображения информации об изделиях, выполнении графической документации.

    Курс предмета « Графика и дизайн » состоит из двух разделов: черчение и графический дизайн.

    В разделе черчение рассматриваются следующие направления:

      сечения и разрезы

      типовые соединения деталей

      сборочные чертежи

      строительные чертежи.

    В разделе основы графического дизайна изучается материал по направлениям:

      перспектива

      форма и стилизация

    Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В программе предусмотрено выполнение творческих и проектных работ. Приоритетными методиками является упражнения, практические, графические работы и метод проектов.

    Новизна. Интегрированный характер содержания обучения «Графика и дизайн» предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с геометрией, алгеброй, физикой и техническим трудом, историей и искусством.

    Ожидаемый результат обучения

    ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА:

    Учащиеся должны знать:

    Понятия «форма», «метод подобий», «графический дизайн» и др;

    Плоские и объемные формы, их свойства и основные характеристики;

    Основы графического дизайна;

    Основы моделирования и конструирования;

    Этапы проектной деятельности;

    Учащиеся должны уметь:

    Выполнять эскизы и технические рисунки в зависимости от задач и назначения;

    Решать творческие задачи;

    Выполнять композицию объекта или изображения, используя вариативность;

    Применять полученные знания при выполнении творческих проектов;

    Конструировать объект, видоизменять и усовершенствовать его по заданному условию.

    Для оценки достигнутых результатов школьникам предлагаются творческие задания на моделирование форм как образов и на выполнение эскиза продукта графического дизайна. Для контроля и оценки результатов обучения использовать наблюдение за работой обучающегося, оценка творческого проекта по критериям.

    Тематический план

    № п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    теоретические

    практические

    Общее количество

    Основы графического дизайна.

    4 ч

    Основы графического дизайна. Инструменты: кисть, перо, губка, тушь, акварель, гуашь.

    Восприятие цвета. Колорит. Свет, тень.

    Перспектива. Линия горизонта. Линейная перспектива. Пропорции

    Формы и их стилизация.Моделирование форм из пластилина (принцип: из отдельных частей целое). Создание объектов с заданными свойствами.

    Черчение

    8 ч

    Способы проецирования.

    Общие сведения о сечениях и разрезах. Графическая работа «Разрезы».

    Типовые соединения деталей. Графическая работа «Шпилечное соединение».

    Сборочные чертежи. Практическая работа.

    Общее количество часов по разделам

    12 ч

    Основное содержание программы

    I. Основы графического дизайна. (4 часа)

    2.1.Основы графического дизайна. (1 ч.)

    Виды графики. Линия. Штрихи. Точки. Инструменты: кисть, перо, губка, тушь, акварель, гуашь, бумага.

    Линия. Силуэт. Пятно и пространство. Различные художественные приемы. Их возможности и особенности решения и обозначения. Выражение зрительного ощущения плоскости и пространства, объема.

    2.2. Перспектива. Линия горизонта. (2 ч.)

    Линия горизонта. Точка схода. Линия перспективы. Точка зрения. Оптические иллюзии. Линейная перспектива. Перспектива квадрата, круга. Фронтальная, угловая перспективы. Изображение отдельных предметов с учетом законов перспективы.

    2.3. Форма и их стилизация. (1 ч.)

    Передача характерных особенностей формы, пропорций и конструкций, предметов. Выразительность формы и внешний вид изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм. Масса, фактура, величина, геометрический вид. Положение в пространстве. Графические приемы отображения формы на плоскости. Графические приемы усиления визуально-эстетического воздействия формы. Форма и стиль.

    Моделирование форм из пластилина (принцип: из отдельных частей целое). Создание объектов с заданными свойствами.

    II. Черчение. (8 часов)

    1.1. Способы проецирования. (2 ч.)

    Проецирование. Проекция. Способы проецирования – параллельное (косоугольное, прямоугольное) и центральное. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Расположение видов на чертеже: главный, вид сверху, вид слева.

    1.2. Общие сведения о сечениях и разрезах. (4 ч.)

    Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.

    Разрезы. Различие между сечениями разрезами. Простые разрезы (фронтальный, горизонтальный и профильный).

    Соединение части вида и части разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Чтение чертежей.

    1.3. Сборочные чертежи. (2 ч.)

    Типовые соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения. Болтовое, шпилечное, шпоночное, штифтовое, винтовое. Изображение резьбы на стержне. Обозначение метрической резьбы. Работа со справочным материалом. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Выполнение шпоночного соединения.

    Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах. Штриховка сечений и смежных деталей. Чтение сборочных чертежей.

    Требования к уровню подготовки выпускников 9 классов

    по предмету «Графика и дизайн»

    В результате изучения предмета ученик должен

    по черчению:

    знать

      условное изображение резьбы;

      правила построения сборочных чертежей;

      правила построения, обозначения и чтения сечений и разрезов;

      виды соединений;

      назначение и применение строительных чертежей, их разновидности;

    уметь

      анализировать форму изделия и его составляющих;

      выполнять сборочные чертежи;

      оформлять сборочные и строительные чертежи;

    по основам графики и дизайна:

    знать

      виды и основы графики, материалы;

      понятия: линия, штрих, точка;

      перспектива, линия горизонта;

      форма и пространство;

      дизайн;

    уметь

      применять различные выразительные средства;

      анализировать и передавать форму, объем предмета с помощью различных художественных приемов;

      строить перспективу интерьера и пленера;

      выполнять наброски, эскизы объектов, соблюдая требования к оформлению;

      самостоятельно проектировать объекты, учитывая форму, фактуру, расположение в пространстве;

      самостоятельно анализировать, контролировать и оценивать проектную деятельность.

    1. За учителем остается право перераспределения времени в зависимости от выбранных средств обучения и уровня подготовки школьников, что позволит осуществить обучение с учетом их интересов и способностей.

    2. Политехническая направленность курса осуществляется на основе связи теории с практикой, технической и художественно-конструкторской деятельностью. Целесообразно осуществлять межпредметные связи с математикой, изобразительным искусством, информатикой.

    3. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Для реализации этих задач создан пакет заданий по каждой теме.

    4. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала обучающихся, который реализуется при решении задач с элементами технического конструирования и моделирования. Например, задание на моделирование из пластилина предусматривает индивидуальную работу каждого учащегося над своим образом. Выполняется лепка простейших геометрических тел, при сборке которых образуется цельный образ. Каждая модель представляется всей группе в разобранном виде и ребята предполагают, что это может быть. Наивысшие баллы получают оригинальные модели.

    5. Итоговой работой является создание логотипа для мероприятия школы. Школьники создают его, учитывая свои интересы. Заключительный урок посвящается презентации проектов и их обсуждению. Используется листок оценивания, где обучающиеся оценивают работы других по критериям:

      соответствует ли логотип заявленному мероприятию;

      передает ли изображение главную идею;

      учтены ли главные принципы выполнения логотипа и др.

    8. Необходимо полностью исключать все непродуктивные элементы графической деятельности, избавляя детей от перечерчивания условий задач. Для выполнения работ следует использовать рабочие тетради.

    9. Программой предусматривается самообразование, возможность самостоятельной работы обучающегося.

    Литература для учителя:

      1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для 5 – 8 классов: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996.

    1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для 5 – 8 классов: В 4 ч. Ч.2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996.

    Литература для учащихся:

      1. Воротников И.А. Занимательное черчение: книга для учащихся средних школ. – М.: Просвещение, 1990.

        Павлова А.А., Корзинова Е.И. Черчение и графика. 8-9 классы: учебник для общеобраз. учреждений. – М.: Мнемозина, 2007.

        Титов С.В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель, 2007.

    Ресурсное обеспечение

      Компьютерная техника, проектор, экран.

      Пакет заданий-карточек и творческих задач по темам.

      Чертежные инструменты.

      Рабочие тетради в клетку.

      Художественные материалы (фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.)

      Павлова А.А. Графика и черчение. 7-9 классы. Рабочие тетради 1-2.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

      Интернет-ресурсы.

    Подобный материал:

    • Рабочая программа теория электрических цепей (тэц) (наименование учебной дисциплины) , 542.79kb.
    • Рабочая программа учебной дисциплины математический анализ уровень основной образовательной , 411.86kb.
    • Рабочая программа учебной дисциплины «Прикладная математическая статистика» Уровень , 346.52kb.
    • Рабочая программа учебной дисциплины линейная алгебра и аналитическая геометрия уровень , 426.51kb.
    • Рабочая программа учебной дисциплины история и методология прикладной математики , 537.44kb.
    • Рабочая программа учебной дисциплины начертательная геометрия уровень основной образовательной , 375.24kb.
    • Рабочей программы учебной дисциплины , 52.11kb.
    • Рабочая программа учебной дисциплины биология уровень основной образовательной программы­­ , 467.35kb.
    • Рабочая программа учебной дисциплины международное экологическое право уровень основной , 452.76kb.
    • Рабочей программы учебной дисциплины культурология Уровень основной образовательной , 154.46kb.
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет»

    УТВЕРЖДАЮ

    Проректор по учебной работе _____________Г.П.Иванова

    «__» ___________ 20__г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК

    Уровень основной образовательной программы бакалавриат

    Направление подготовки дизайн

    Профиль – дизайн среды

    Форма обучения – очная

    Срок освоения ООП – нормативный (4 года)

    Факультет – Институт культуры и искусства

    Кафедра дизайна

    Начальник учебно-методического

    Управления ______________________________ Т.В.Майзель

    Директор ИКиИ __________________________Э.В.Паничева

    Заведующая кафедрой дизайна ______________О.В.Кириченко

    Воронеж – 2011

    Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры дизайна от «___»_____________20___г. Протокол №_______

    Заведующая кафедрой дизайна_____________________ О.В.Кириченко

    Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом ИКиИ

    От «____»__________________20_____г. Протокол №________

    Разработчики:

    К.п.н., доцент ____________________________Н.В.Власова

    1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    Целью изучения технического рисунка является формирование у студентов научно обоснованного подхода к изображению на плоскости трехмерных объектов реального мира и их взаиморасположения в пространстве (посредством изучения алгоритмов решения позиционных и метрических задач). Изучение предмета способствует формированию пространственных представлений, стимулирует логическое и аналитическое мышление, развивает способность к абстрагированию и пространственное воображение.

    Одновременно решаются задачи развития композиционных навыков, владения профессиональной терминологией, совершенствования графического мастерства.

    Программа предусматривает изучение таких разделов технического рисунка как: основные стандартные виды аксонометрических проекций, методы аксонометрического проецирования, способы оттенения поверхностей объемных тел, теория теней и построение теней в ортогональных и аксонометрических проекциях и т.д.

    Ортогональное проецирование является основой изучения содержания данной учебной дисциплины. Обучение строится в форме практических занятий и лабораторных практикумов с небольшой лекцией-беседой в начале академического часа.

    Основная специализация профессионального образования (дизайн среды, костюма, графический дизайн) обусловили адаптацию и определенную направленность содержания дисциплины “Технический рисунок”. Особое внимание уделяется разделам, непосредственно связанным с будущей профессией: проецирование сложной пространственной формы, построение линии пересечения криволинейных поверхностей в аксонометрии, построение разверток как геометрической основы создания лекал. Практическое построение теней в ортогональных и аксонометрических проекциях дает будущему специалисту навыки эскизного проектирования, не связанного с компьютерной графикой, применяемой на заключительных стадиях проектирования.

    В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции :

    Способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; научно обосновать свои предложения (ПК-1);

    Демонстрирует возможные приемы гармонизации форм, структур, разрабатывает комплекс функциональных и композиционных решений метрических и позиционных задач (ПК-3);

    Способен к конструированию предметов, комплексов, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации (ПК-4).

    2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

    2.1. Учебная дисциплина «Технический рисунок» относится к общепрофессиональному циклу.

    2.2. Для изучения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

    «Начертательная геометрия» (1 курс 1 семестр):

    Знания свойств проекций геометрических элементов - точки, прямой и плоскости (в начале одного, затем двух элементов в их взаимном положении);

    Умения применять методы преобразования в одно действие (например, способ прямоугольного треугольника, один поворот вокруг вертикальной или глубинной оси);

    Навыки решения упражнений на точку, прямую и плоскость с привлечением изображений основных геометрических тел, в которых точки, прямые и плоскости являются вершинами, ребрами, гранями.

    2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Академический рисунок», «Проекционная графика», «Перспектива».

    3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных и профессиональных компетенций:


    п/п


    Номер/

    индекс

    компетенции


    Содержание компетенции

    (или ее части)


    В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

    Знать

    Уметь

    Владеть

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    ОК-1

    Владеет культурой мышления

    Способы обобщения, анализа, восприятия информации

    Поставить цель, выбрать пути ее достижения

    Культурой мышления

    ОК -6

    Способен к саморазвитию

    Пути и способы повышения своей квалификации

    Использовать основные положения науки при решении профессиональных задач

    Способами и средствами познания, обучения и самоконтроля

    ОК-14

    Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества

    Сущностные особенности различных типов информации (знаковая, визуализированная, техническая, утилитарно-схематичная и т.д.)

    Пользоваться средствами получения, хранения и переработки информации

    Основными методами, способами получения информации

    ПК-1

    Анализирует и определяет требования к дизайн-проекту

    Принципы составления подробной спецификации требований к проекту

    Синтезировать набор возможных решений пространственных задач

    Методами научного обоснования своего решения/ предложения

    ПК-3

    Разрабатывает проектную идею

    Принципы концептуального подхода при решении пространственных задач

    Гармонизировать формы, структуры, системы

    Комплексом функциональных решений

    ПК-4

    Конструирует предметы, промышленные образцы, объекты и т.д.

    Приемы сближения начертательной геометрии с прикладной графикой (большинство чертежей выполняется без использования оси проекций);

    Решать пространственные задачи в двух проекциях (фронтальной и горизонтальной). Третья проекция (профильная) привлекается лишь в случае упрощения решения задачи

    Системой рационального решения пространственных

    (метрических и позиционных) задач

    4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    4.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


    Вид учебной работы

    Всего часов

    Семестры

    2







    часов

    часов

    часов

    часов

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Аудиторные занятия (всего)

    34

    34

    В том числе:

    -

    -

    -

    -

    -

    Лекции (Л)

    6

    6

    Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

    18

    18

    Лабораторные работы (ЛР)

    10

    10

    Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

    34

    34

    В том числе:

    -

    -

    -

    -

    -

    Курсовая работа

    КР

    Другие виды СРС:

    -

    -

    -

    -

    -

    Расчетно-графические работы (РГР)

    16

    16

    Контрольная работы

    7

    7

    Индивидуальные домашние задания

    6

    6

    Внеаудиторное чтение

    5

    5

    СРС в период промежуточной аттестации

    Вид промежуточ. аттестации

    зачет (З)

    +

    +

    экзамен (Э)

    ИТОГО: Общая трудоемкость

    часов

    зач. ед.

    3

    3

    4.2.1. Содержание разделов учебной дисциплины


    п/п

    семестра

    Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

    Содержание раздела в дидактических единицах

    1

    2

    3

    4

    2

    Основы технического рисунка и графики

    Введение в предмет. Цели и задачи курса.

    Аксонометрические проекции

    1

    Сущность метода и основные понятия. Виды аксонометрических проекций.

    Стандартные аксонометрические проекции. Построение аксонометрического изображения по заданным координатам точки и по ортогональному чертежу

    Аксонометрия геометрических тел.

    2

    Техническое рисование

    1

    Форма и формообразование: современные учения о фигурах, пропорциях и отображениях. Построение проектиграфических полей

    Формотворчество. Концепции, метод и идеи формотворчества. Концепции природы и идеи человечества в формообразовании. Об операциях проективографии

    Роль объемного и плоскостного моделирования в современном художественном проектировании. Искусство визуальных сообщений

    Теория теней

    1

    Теоретические основы построения теней. Источники освещения. Пересечение поверхностей как основа практического построения теней

    Тени точки, отрезка прямой линии и плоской фигуры, тени геометрических тел в ортогональных проекциях. Способы построения теней

    Оттенение поверхностей объемных тел. Общие понятия. Способы оттенения объема. Распределение светотени на телах вращения и гранных поверхностях.

    Тени геометрических тел в аксонометрии. Построение теней группы геометрических тел в аксонометрии

    Построение контуров собственных и падающих теней объектов сложной формы

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Саратовский государственный технический университет

    имени Гагарина Ю.А.»

    Кафедра «Дизайн архитектурной среды»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по дисциплине

    Б.2.1.4 «Академический рисунок»

    направления подготовки

    (54.03.01) 072500.62 «Дизайн»

    Профиль 2. «Промышленный дизайн»

    Профиль 1 "Графический дизайн"



    форма обучения – очная курс – 1 семестр – 1, 2 зачетных единиц – 4, 4 часов в неделю – 4, 4 академических часов – 144, 144 в том числе:

    лекции – нет практические занятия – 72, 72 лабораторные занятия – нет самостоятельная работа – 72, 72 зачет – 1 сем.

    экзамен – 2 сем.

    РГР – нет курсовая работа – нет курсовой проект – нет Цели и задачи дисциплины 1.

    Программа составлена на основе общеобразовательного стандарта высшего образования ФГОС-3 (ВПО).

    Цель преподавания дисциплины заключается в приобретении студентамидизайнерами навыков в изобразительной грамоте, развитии объёмно-пространственного мышления и конструктивного видения объектов окружающей среды, а также в формировании необходимой теоретической и практической базы для освоения последующих профилирующих дисциплин.

    Также данный курс играет немаловажную роль в развитии эстетического и художественного вкуса, что является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности дизайнеров в современном обществе.

    Задачи изучения дисциплины.

    В основе подготовки студентов лежит реалистический рисунок, что способствует развитию понимания логики конструктивного строения объектов материального мира и, соответственно, закономерностей взаимосвязи внутреннего содержания и внешней формы, что, в свою очередь, является первоочередной задачей в творческой деятельности дизайнеров.

    Основные задачи курса ориентированы на приобретение студентами навыков владения визуальным языком, как способа мышления, творческого общения и решения сложных профессиональных задач.

    Этому способствуют такие задачи как освоение студентами законов перспективного изображения объектов в пространстве с учётом линейной и воздушной перспективы, приобретение навыков передачи объёма линейно-конструктивным рисунком, где немаловажную роль играют умение использования линии и штриха, а также метода модульного пропорционирования.

    2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Решающую роль в профессиональной деятельности дизайнера имеет высокоразвитое объемно-пространственное и художественно-композиционное мышление.

    Процесс развития его средствами дисциплины «Академический рисунок» идёт в комплексе, в тесной связи с такими дисциплинами, как «Академическая живопись», «Академическая скульптура», «Пропедевтика», «Проектирование», «История искусств», «Природные формо- и структурообразование», «Технический рисунок».

    3.Требования к результатам освоения дисциплины Изучение дисциплины направлено на формирование общекультурных компетенций:

    Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

    Формирование профессиональных компетенций:

    Владение рисунком, умение использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; владение принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейноконструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой;

    приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-2).

    Студент должен знать:

    Виды графического изображения предметного окружения

    Методы наглядного моделирования трёхмерной формы.

    Школы современного искусства

    Студент должен уметь:

    Изображать объекты предметного мира в пространстве на основе знания их строения и конструкции;

    Выбирать формы и методы изображения и моделирования предмета.

    Студент должен владеть:

    Методами изобразительного языка академического рисунка;

    Приёмами выполнения работ различными графическими материалами.

    4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам и видам занятий

    –  –  –

    Вопросы для экзамена По данной дисциплине предусмотрено выполнение экзаменационной работы.

    Экзаменационная работа выполняется с учётом всего изученного материала и приобретённых навыков графического изображения.

    Цель экзамена – выявить у студентов способность к ассоциативно-образному мышлению и навыки визуализации дизайнерских идей.

    Задание на экзамене – выполнить абстрактную композицию на тему «человек в архитектурной среде».

    В данном задании необходимо найти наиболее удачное композиционное и смысловое расположение фигуры человека и элементов архитектурного окружения.

    В изображении необходимо передать линейную и воздушную перспективу, пространственное расположение и объёмное построение объектов с выявлением формообразующих линий.

    Допускается, если это необходимо для выражения художественной идеи, передача свето-теневых и тональных отношений.

    Задание выполняется карандашом на листе бумаги формата А3. Время выполнения задания – 3 часа.

    Тестовые задания по дисциплине (Учебным планом не предусмотрены)

    15. Перечень учебно-методического обеспечения для обучающихся по дисциплине

    –  –  –

    Дополнительная литература

    3. 4. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. – 223 с.

    4. Дейнека А.А., Учитесь рисовать. М., Изобразительное искусство, 1961.Пособие по рисованию (под общей редакцией Кардовского Д.Н., Яковлева В.Н., Корнилова К.Н.) М., 1938.

    5. Рисунок: учебное пособие для вузов / Ф.В.Антонов, Н.П.Бесчастнов, Б.А.Бурмистров и др. – М.: Легпромбытиздат, 1988.

    6. Хосе М. Паррамон. Как рисовать. С.-П.: Аврора, 1996.

    7. Клаудия Найтс. Рисунок тушью. Минск, 2000.

    8. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц.

    – М.: Высш. школа, 1978.

    9. Пособие по рисованию (под общей редакцией Кардовского Д.Н., Яковлева В.Н., Корнилова К.Н.) М., 1938.

    10. Бесчастнов, Н. П. Живопись [Электронный ресурс]: учебное пособие / Бесчастнов Н. П. - Москва: Владос, 2008. - 223 с. - ISBN 978-5-691-00475-9: Б.ц.

    Периодические издания

    11. Журнал «Театр. Живопись. Кино. Музыка [Текст]» за 2010-2013 гг.

    Интернет-ресурсы Интернет журнал. Электронные книги по риcунку.

    12. vk.comdesign_inspiration_club

    13. htt://www.art-labirint msk/ru/

    14. htt://www.wm.painting.ru/ Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

    15. http://window.edu.ru/ Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и профессионального образования

    16. http://elibrary.ru/ Научная электронная библиотека

    17. http://www.scholar.ru/ Научные статьи, диссертации и авторефераты из электронных научных библиотек

    16. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Занятия проводятся с использованием интерактивных технологий в специальной аудитории «Класс рисунка». Работы выполняются карандашом, мягкими материалами, тушью на бумаге на мольбертах. В учебном процессе используются плакаты с изображением скелета и мышечной системы, различные гипсовые геометрические фигуры, предметы быта для постановки натюрмортов, гипсовые фигуры человека, а также наглядные пособия с изображением натюрмортов и стилизованной фигуры человека.

    Похожие работы:

    « Кафедра «Истории Отечества и культуры» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Б.1.2.1 «История науки и техники» (15.03.05) 151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» Профиль 1 Технология машиностроения форма обучения – очная курс – 1 семестр – 2 зачетных единиц – 2 часов в неделю – 2 академических часов...»

    «ЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ _ _ Руководитель ООП Зав. кафедрой по направлению подготовки 13.03.02 социологии и психологии профессор А.Е. Козярук доцент Н.А. Вахнин «» _ 2015 г. «» 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»...»

    «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра «Истории Отечества и культуры» АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по дисциплине Б.1.2.1 «История науки и техники» 21.03.01 Нефтегазовое дело Профиль – Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений форма обучения – заочная курс – 1 семестр – 2 зачетных единиц – 2 академических часов – 72 в том числе: лекции – 4 коллоквиумы...»

    «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра философии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Философия науки и техники» Б.1.2.2. для направления подготовки 08.03.01 «Строительство» Профиль 2 «Промышленное и гражданское строительство» Квалификация (степень) – бакалавр форма обучения – заочная курс – 3 зачетных единиц – 2 всего часов – 72 в том числе: лекции – 4 практические...»

    «Программа дополнительного образования «Обучение игре на гитаре» на 2014-2015 учебный год ПДО Ходжаева Юлия Игоревна Содержание 1. Пояснительная записка..2. Учебно-тематический план..8 3. Содержание программы..9 4. Результаты работы по программе.. 5. Материально-техническое обеспечение программы.15 6. Список литературы..16 7. Приложение 1...17 8. Приложение 2...18 9. Приложение 3...19 Пояснительная записка Музыка – источник радости любом возрасте. Еще в раннем детстве ребенок открывает для...»

    «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ выражает искреннюю благодарность за оказанную помощь в организации и проведении Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития авиации, наземного транспорта и энергетики (АНТЭ-2015)» ФГБУ «Российский фонд ОАО «Казанский фундаментальных исследований» электротехнический завод» ОАО Казанский завод «Электроприбор» Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова –...»

    «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра « Теплогазоснабжение, вентиляция, водообеспечение и прикладная гидрогазодинамика » РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине « Гидрогазодинамика » направления подготовки (13.03.01) 140100 «Теплоэнергетика» б1ТПЭН форма обучения – очная курс – семестр – зачетных единиц – 3 всего часов – 180 лекции – 28 коллоквиумы – 8 практические занятия –...»