Мероприятия которые проводит логопед. Нетрадиционные средства логопедического просвещения родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития

Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактических мероприятий среди детей с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи. Это необходимо для предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений.

В нашей стране в диспансеризации детей принимают участие врачи-специалисты, которые совместно с педиатром и под его контролем осуществляют профилактический осмотр, начиная с периода новорожденности, и обеспечивают необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий.

На первом году жизни, помимо профилактических осмотров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет - стоматологом, в 3-5 лет - теми же специалистами и логопедом.

Такие углубленные осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике.

Систематический контроль за психофизическим развитием ребенка, проводимый педиатрической службой, позволяет районному логопеду получать сведения о том, сколько детей имеют фактор риска речевых нарушений, в скольких случаях выявлена патология речи. Логопедическая профилактическая работа с такими детьми проводится в логопедических кабинетах при поликлиниках.

В процессе подготовки дошкольников к школе проводятся профилактические осмотры детей педиатром и логопедом с целью выявления отклонений в речевом развитии.

Научно обоснованная система диспансеризации, воспитания и обучения детей общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи в нашей стране служит фундаментом для реализации профилактической помощи населению.

Логопедическая помощь оказывается в учреждениях народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. В системе народного образования функционируют следующие специализированные логопедические учреждения: ясли-сады и детские сады для детей с нарушениями речи, логопедические группы в обычных детских садах, школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи. Развернута также сеть логопедических кабинетов во вспомогательных школах, санаторных школах-интернатах для детей с психоневрологическими заболеваниями, школах для детей с задержкой психического развития, школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, школах для детей с нарушением зрения и слуха, а также в общеобразовательных школах. В системе социального обеспечения Л.п. оказывают в домах ребенка, а также в специализированных интернатах.


Логопедическая помощь в системе здравоохранения осуществляется в учреждениях амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной сети. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается в логопедических кабинетах городских поликлиник (преимущественно детских), а также в психоневрологических диспансерах (отделениях). Основные функции кабинета: раннее выявление детей и подростков с расстройствами речи, консультативная работа в организованных детских коллективах, коррекционная работа, диспансерный учет, наблюдение и своевременное направление нуждающихся на стационарное и санаторное специализированное лечение. В крупных амбулаторно-поликлинических учреждениях создаются дневные стационары для оказания Л.п., сурдологические кабинеты. Стационарная Л.п. оказывается в специализированных подразделениях психоневрологических больниц, а также в неврологических, нейрохирургических, оториноларингологических отделениях крупных многопрофильных больниц. Для оказания Л.п. на санаторном этапе развернута сеть детских специализированных санаториев, в летний период функционируют специализированные пионерские лагеря.

В нашей стране существует дифференцированная сеть логопедических учреждений, где созданы оптимальные условия для преодоления нарушений речи у детей с первично сохранным слухом, интеллектом, нормальным психическим развитием. Это логопедические пункты при общеобразовательных школах; специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи; специальные детские сады и группы при массовых детских садах для детей с нарушениями речи; логопедические кабинеты при поликлиниках, психоневрологических диспансерах и некоторых больницах, а также логопедические стационары, полустационары, специальные санатории. Устранением недостатков речи у детей занимаются учителя-логопеды, имеющие специальную подготовку. Такая дифференцированная сеть логопедических учреждений позволяет обеспечить максимально благоприятные условия для обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями речи с учетом их возраста и особенностей речевого развития, формы и степени выраженности дефекта.

Учитель общеобразовательной школы должен иметь представление о форме и уровне речевого нарушения учащегося и знать, в каком логопедическом учреждении тот или иной ребенок может получить соответствующую квалифицированную помощь. Как уже упоминалось, большинство детей школьного возраста, имеющие недостатки речи, могут обучаться в общеобразовательной школе при соответствующей логопедической помощи, которая осуществляется на логопедических пунктах, работающих при школе. Такие логопедические пункты имеются во всех крупных городах России и в ряде районных центров. Они организуются при какой-либо школе района или города и обслуживают учащихся нескольких школ.

На логопедические пункты направляются дети, имеющие различные нарушения устной и письменной речи: нерезко выраженное общее недоразвитие речи, недостатки в письме и чтении; дефекты произношения отдельных звуков; недостатки речи, связанные с аномалиями в строении или движении артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия); заикание. Одной из основных задач логопедических пунктов при общеобразовательных школах является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Для занятий на логопедическом пункте отбираются прежде всего те учащиеся, которые допускают большое количество ошибок на смешение и замены букв, соответствующих различным группам звуков.

Необходимо учитывать, что логопед оказывает помощь не всем детям, которые по тем или иным причинам не могут овладеть грамотным письмом и правильным чтением, а только тем из них, кто делает специфические ошибки на замену и смешение букв, указывающие на недостаточность различения соответствующих звуков, а также недоразвитие лексико-грамматических средств языка (без отклонений в интеллекте).

Обычно дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе. Это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду.

Учитель-логопед, работающий на логопедическом пункте при общеобразовательной школе, не в состоянии охватить всех нуждающихся в его помощи. Поэтому части детей с речевыми дефектами посильную помощь должен уметь оказать сам учитель. В тех случаях, когда учитель не может самостоятельно справиться с нарушениями речи у ребенка, а также при отсутствии в городе или районном центре логопедических пунктов при общеобразовательных школах аналогичная помощь может быть оказана логопедами, работающими при поликлиниках.

Дети с глубоким недоразвитием речи или тяжелой формой заикания не могут обучаться в общеобразовательной школе, так как отставание в развитии речи ограничивает их устное общение с окружающими и создает серьезные препятствия к овладению школьной программой. Такие дети не способны преодолеть речевое недоразвитие даже при условии, если им наряду с обучением в массовой школе будут обеспечены занятия с логопедом. Эффективное формирование их речи возможно при обучении в школе специального типа, где используется особая система коррекционных мероприятий по преодолению речевых дефектов.

В специальную школу-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи попадают дети с различными видами и формами речевой аномалии при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте в возрасте от 7 до 12 лет. Чтобы обеспечить учащимся всестороннее развитие с учетом особенностей их речевых недостатков, в школе предусмотрено два отделения. В первое принимают детей с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, афазией, алалией, осложненной заиканием, дизартрией, ринолалией). Второе отделение предназначено для детей с тяжелой формой заикания при нормальном речевом развитии.

С учетом глубоких отклонений в речевом развитии детей, в специальной школе предусматривается использование специфических методов и приемов обучения, направленных в первую очередь на восполнение пробелов речевого развития, создаются условия для овладения основами наук и всестороннего развития учащихся, осуществляются систематические лечебно-профилактические мероприятия. Благодаря систематической коррекционной работе, большая часть детей с различными аномалиями в речевом развитии способна овладеть таким же объемом знаний, умений и навыков, что и учащиеся общеобразовательной школы, но за более длительный срок обучения. При первом отделении имеется подготовительный класс, в который принимают детей с глубоким недоразвитием речи 7 - 8-летнего возраста, не прошедших дошкольной подготовки в специальном детском саду или в специальных группах для детей с нарушениями речи при массовых детских садах.

Учащиеся, которые преодолевают свой речевой дефект в более короткие сроки, чем указано выше, зачисляются в соответствующие классы общеобразовательной школы при условии овладения ими определенного круга знаний и навыков.

В каждом классе учится 12 - 14 человек. Такая наполняемость классов обусловлена своеобразием работы по преодолению речевых дефектов и индивидуализацией занятий. Направление в специальную школу для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится строго индивидуально, согласно Типовому положению о республиканских, областных или городских медико-педагогических комиссиях. В своей работе медико-педагогические комиссии руководствуются инструкцией по приему детей в школу соответствующего типа. Вез заключения медико-педагогической комиссии переводить учащихся в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи не разрешается.

В системе Министерства здравоохранения РФ при поликлиниках существуют логопедические и слухоречевые кабинеты, в задачу которых входит обслуживание главным образом детей дошкольного возраста. Однако при отсутствии логопедических пунктов при общеобразовательных школах логопеды поликлиник принимают и детей школьного возраста.

Имеются еще и логопедические стационары или полустационары, организованные при детских больницах или детских психоневрологических диспансерах, а также лечебно-учебные учреждения, цель которых заключается в оказании помощи дошкольникам и школьникам с нарушениями речи. В этих учреждениях проводится специальная работа по устранению речевых дефектов, а также различные лечебные мероприятия (медикаментозные, психотерапевтические, физиотерапевтические). Работу по коррекции речевого недостатка ведет учитель-логопед. Прием в логопедический стационар осуществляется через отборочные комиссии, организованные при психоневрологических диспансерах или больницах по представлению районных психоневрологов, невропатологов, логопедов.

Большое значение имеет раннее выявление детей, имеющих нарушения речи. В последнее время широко развивается сеть специальных детских садов или групп при массовых детских садах для детей с нарушениями речи. Дети, страдающие заиканием, алалией, дизартрией, ринолалией, принимаются в специальные дошкольные учреждения с 3-летнего возраста; дети с фонематическим и общим недоразвитием речи - с 5-летнего возраста. В специальных дошкольных учреждениях создаются наиболее благоприятные условия для преодоления тех или иных речевых дефектов и предупреждения возможной неуспеваемости в школе.

Логопедическая работа в условиях школы-интерната для детей-сирот строится с учётом особенностей их развития. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности.

Одной из новых форм нашей работы является ежегодное проведение “Логопедической недели”, которая проводится в последней учебной четверти (март-апрель).

При её проведении решаются следующие задачи:

  • закрепление знаний, полученные за год обучения;
  • развитие познавательных и психических процессов;
  • создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
  • осуществление взаимосвязи в работе педагогов.

Для проведения “Недели” нами составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей и педагогов в “Уголке логопеда”. В течение неделипроводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: олимпиады, открытые уроки, конкурсы, викторины, выставки, семинары, развлекательные и познавательные логопедические праздники в виде утренников, КВНа.

В понедельник проходит открытие “Логопедической недели”, которое носит увлекательно- информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Все конкурсные материалы принимаются до четверга. Представляется жюри, куда входят логопеды, педагоги и дети. Далее всё проходит согласно намеченному плану. В “День открытых дверей” логопедические занятия могут посетить по желанию все педагоги школы. На этих уроках логопеды показывают новые формы и методы коррекции, инновационные технологии, которые применяют в своей логопедической работе. Особенно интересно и познавательно проходят различные семинары, семинары-практикумы для педагогов школы, где проявляется совместное сотрудничество различных служб: педагогической, психологической, социальной и медицинской. Викторина “Угадай-ка” вывешивается в виде стенгазеты с заданиями: ребусами, кроссвордами, шарадами, анаграммами и другим занимательным материалом. В этот же день ребятам предлагается Олимпиада “Грамотей” в виде тестовых логопедических заданий. В последний день, на закрытии “Недели”, обязательно проводится какой-либо логопедический праздник в виде утренника, КВНа, капустника и т.д., где можно проследить результаты логопедической работы за учебный год. Затем, подводятся итоги всех викторин, конкурсов, и победители награждаются подарками и призами. Все сценарии мы разрабатываем сами, используя новинки методической литературы и периодических изданий.

Предлагаем примерный план “Логопедической недели”:

ПОНЕДЕЛЬНИК

Открытие “Логопедической недели”

- “Почтовый ящик” (письмо другу, где дети могут высказать все свои мысли, пожелания, поздравления и т.д.)

Объявление конкурса на лучшее сочинение по теме “Если бы я был волшебником…”

- “День открытых дверей” (проведение открытых логопедических занятий для педагогов школы)

Викторина “Угадай-ка”

Олимпиада для учащихся “Грамотей”

Семинар-практикум для педагогов “Умеем ли мы общаться”

Логопедический праздник“Путешествие в страну Правильной речи”

Закрытие “ Логопедической недели” (подведение итогов и награждения)

Каждый год план “Недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.

По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, письменных и творческих работ). Здесь прослеживается тесная связь работы логопедов с работниками библиотеки, вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, воспитателями. Огромную поддержку и помощь оказывает администрация школы. В подготовке, оформлении и проведении “Недели” обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности.

Проведение “Логопедической недели” активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей-сирот и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.

В различных мероприятиях участвуют все желающие воспитанники. Как правило, учащиеся, занимающиеся у логопедов, имеют лучшие результаты в викторине, занимают призовые места в конкурсах. Это является высоким показателем логопедической коррекции.

Вашему вниманию предлагается собственная разработка логопедического праздника

Путешествие в страну “Правильной речи”

Цель: Закрепление знаний учащихся.

  1. Закреплять знания детей, полученные за год на логопедических занятиях.
  2. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
  3. Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия ребят.
  4. Способствовать развитию учебной мотивации.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, взаимовыручку, доброту, артистичность.

Действующие лица: ведущая, Звуковичок, Волшебница Грамота, Незнайка, Звукомор, Злая Ошибка.

Реквизит: Замок Грамотеев, “волшебный мешочек” с кубиками, декорация “озеро”, уточки, картинки, схемы слов, плакат со словами, музыкальное оформление.

Ход занятия

Дети входят в зал под весёлую музыку.

Вед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну Правильной речи. А чтобы попасть туда, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы с вами научились на логопедических занятиях.

(Выбегает Звуковичок).

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я услышал, что вы собрались в страну Правильной речи. Возьмите меня, пожалуйста, с собой. А я вам помогу.

Вед. – Ну что, ребята, возьмём Звуковичка с собой?

Звуковичок: Вот спасибо! А чтобы отправиться в Страну Правильной речи, сначала нужно отгадать загадки:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Чёрные, кривые, встанут в ряд – заговорят. (Буквы).

Он признался ножу:
- Без работы я лежу.
- Построгай, меня, дружок,
- Чтобы я трудиться мог. (Карандаш).

Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Ластик).

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки,
Только выпустишь на волю
Побегут по белу полю.
Где была пустота,
Там, глядишь, красота. (Цветные карандаши).

Вед. – Все загадки отгадали, молодцы, ребята!

Посмотрите, какой Замок красивый. Что это за замок такой? Прочитайте.

(Замок грамотеев). В этом Замке живёт Волшебница Грамота. А вот и она. (Выходит Волшебница Грамота)

В. Грамота:- Здравствуйте, ребята! Куда вы путь держите? Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить это задание. (“Волшебный мешочек”). Вы вытащите 10 кубиков из мешочка, и будете составлять из этих букв, которые есть на кубиках, слова. (Ребята выполняют задание).

Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием.

Хлеба купить попросили Андрея
Вот и пошёл он, читать не умея
Вывесок много, а мальчик один
Входит несмело Андрей в магазин.

Кто-то в халате и молвит Андрею
- Сядьте, я голову Вашу побрею
Только тогда, покраснев от стыда
Понял Андрей, что попал не туда.

Вот что, ребята, порою бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает
Надо читать научиться скорей
А то ты впросак попадёшь, как Андрей.

Вед: - Вот видите, дети, как важно уметь читать?

Вед: Посмотрите, у нас на пути какое красивое озеро! Оно тоже, наверное, волшебное. (На озере уточки, а под ними схемы и картинки. Какая картинка подходит, какой схеме.)

Исполняется танец маленьких утят.

Входит Незнайка и плачет.

Вед: - Почему ты, Незнайка, плачешь?

Незнайка:- Я очень хочу стать умным и научиться правильно говорить и писать, но меня не пускают в Страну Правильной речи, потому что я не знаю ни одной скороговорки.

Вед: - Ребята, поможем Незнайке? (конкурс скороговорок).

Ну, теперь ты запомнил хоть одну скороговорку?

Незнайка: - Да (повторяет 1 скороговорку).

Вед: - Пошли с нами вместе.

(Выбегают Звукомор и Злая Ошибка под громкую музыку)

Звукомор: - Вот мы сейчас этих умненьких, да разумненьких и запутаем. Неправда, что они всё знают, всё умеют.

Я великий Звукомор!
Ясных звуков - редкий вор.
Если только захочу,
И слова все проглочу!
Всех ошибок я начальник,
Ну-ка, все скажите: “Тяйник”, “Суба”, “Ыба”, “Коска”, “Гуть”
Всё равно вас не боюсь!

(На переносной доске написаны слова с пропущенными буквами. Дети подписывают буквы в слова.: кры – ка, но – ка, ро -, но -, сты -, сем-я). Злая Ошибка:

Ну а я – Ошибка Злая
И не зря пришла сюда я.
И подружек захватила,
Чтоб на вас, на всех хватило!
Позаботилась сама -
Слов тут – целая сума (достаёт напечатанные слова на плакате)
Вот попробуйте, прочтите
Да как правильно, скажите,
Ну а я вам помогу
И как надо, подскажу!

Проводит конкурс “Скажи правильно ”.

“Поставьте правильно ударение в выделенных словах”.

Люблю Зиму. Жду весну.
Строгаю доску. Разрезаю кору.
Вижу гору. Встречаю зарю.
Ломит спину . Точу пилу.
Пашу землю . Крошу траву.
Строю стену . Рублю сосну.

Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт,
Переставишь ударенье-
И на двери он висит. (За мок, замо к)

Если первый слог ударный,
Мы посуда для питья
Переставьте ударенье –
И чертите нас, друзья. (Кру жки, кружки ).

Мы показываем время,
Помогаем очень людям.
Переменишь ударенье -
И в мишень стрелять
Мы будем. (Стре лки, стрелки ).

Звукомор: - Ничего мы не смогли с вами сделать.

Ух, какие вы все, правда, умненькие, да разумненькие.

Злая Ошибка: - Если только бы мы знали,

То сюда бы не попали!

Пойдём-ка лучше подобру, поздорову, поищем других детей в других школах. (Уходят).

Вед: - Вот, ребята, мы с вами и преодолели все препятствия.

(Звучит музыка)

Вот мы и очутились в Стране Правильной речи.

Ребята читают стихи:

Вед: Ну что, Звуковичок, можем мы остаться в Стране Правильной речи?

Звуковичок: - Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться.

Исполняется песня “Маленькая страна”

В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.

Припев.

Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно,
Всех нас зовёт она!

В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Ни Звукомор и Ошибка Злая
Не приживутся там.
Нам Звуковик поможет точно
Звуки произносить
Надо нам научиться срочн
Правильно говорить.

Сборник сценариев специальных праздников, развлечений и досугов, направленных на решение задач речевого развития; на закрепление приобретённых навыков правильного произношения. Интересные идеи для эффективного решения таких задач, как: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; формирования умений верно произносить звуки и слова, составлять предложения; развития самоконтроля за собственной речью. Логопедические праздники и досуги, сценарии которых созданы на основе популярных телешоу и викторин. Мероприятия в формате приключенческих игр - «квестов» и «бродилок». Конкретный опыт успешного использования театрализаций и спортивных состязаний на речевых праздниках.

Праздники, полезные для развития речи.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1427 .
Все разделы | Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии

Сценарий праздника «День логопеда» Сценарий «День логопеда » Ведущий «Поздравляем тех, кто правит слоги, Исправляет отклонений вред! Радости, удачи в жизни много-много! Будь здоров и счастлив, логопед Дорогие друзья, все вы достойны наилучших, самых добрых слов, потому что стараетесь жить достойно, с открытой...

Осенний праздник в подготовительной логопедической группе 2019 годОсенний праздник в подготовительной логопедической группе . 2019 год 1 Вед : Всех гостей сегодня вместе мы не зря собрали Танцы, песни, игры, шутки будут в этом зале Самый яркий и задорный праздник начинаем и И аплодисментами всех ребят встречаем! Под музыку» Осень снова...

Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии - Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Весна-красна, приди к нам» с детьми ранней группы

Публикация «Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому...» ТЕМА: «Весна – красна, приди к нам» Сценарий непрерывной образовательной деятельности с детьми группы раннего возраста по речевому развитию Составитель: Гамолина А.А. воспитатель, первая квалификационная категория Образовательные технологии:  коммуникативные...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Цель: Формирование интереса к логопедической деятельности, пропаганда интеллектуальных игр и телевизионных передач, тесных родительско-детских отношений Задачи: Развивающие: Развитие логического мышления, коммуникативной речи, зрительного и слухового восприятия и памяти....

Сценарий праздника осени в старшей логопедической группе «Здравствуй, осень!» Дети входят в зал под музыку старинного вальса «Осенний сон», и располагаются по всему залу. На полу разбросаны осенние листья. Вед:Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льётся, Это время года. как зовётся? Дети:...

Развлечение с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Старость надо уважать» Цель: Привлечь внимание детей к проблемам и трудностям людей старшего поколения. Задачи: - формировать и расширить представление детей о праздновании "День пожилых людей"; - развивать познавательный интерес и логическое мышление; - вызвать желание поздравить своих бабушек и...

Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии - Сценарий квест-игры по пожарной безопасности в логопедической группе «Юные пожарные»

Цель: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять знания о правилах пожарной безопасности. 2. Развивать внимание, логическое мышление, воображение. 3. Развивать ловкость, быстроту, выносливость. 4. Вызвать положительные...


Открытое занятие для родителей детей логопедической группы и педагогов ДОУ: Логопедическая викторина «Вопрос на засыпку» Работаю в детском саду учителем – логопедом 20 лет. К коррекционной работе всегда стараюсь привлечь родителей, чтобы повысить эффективность. Коррекционно -...

Логопедическая неделя – одна из форм достижения личностных и метапредметных результатов обучения.

Е.И.Гришина, учитель-логопед

МОУ Выездновская СОШ

Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности. И это не случайно. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляется на свет абсолютно здоровыми. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, которые препятствуют формированию полноценной учебной деятельности. Целями и задачами логопедического сопровождения являются формирование у школьников речевой культуры, коммуникативных умений, побуждение учащихся к общению.

Коррекционная логопедическая работа в условиях нашей школы строится с учётом индивидуальных особенностей учащихся-логопатов и способствует развитию не только мыслительно-речевой деятельности, но и личности ребенка в целом. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция проходит и во внеурочной деятельности, в результате которой наблюдается повышение речевой и коммуникативной активности детей-логопатов. Одной из новых, нетрадиционных форм моей работы является ежегодное проведение «Логопедической недели». Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка и нацелена на решение проблемы взаимосвязи обучения, коррекции и воспитания через занятия, праздники, КВН, викторины, конкурсы и т.д., взаимодействие логопеда, педагогов и воспитателей при проведении общих мероприятий, планировании работы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает эффективный результат в коррекционной работе. Однако, к сожалению, далеко не все родители уделяют должное внимание речевому развитию своих детей по различным причинам, чаще всего, считая, что все недостатки с возрастом исправятся самостоятельно. В данном случае логопедическая неделя даёт хорошую возможность логопеду еще раз продемонстрировать значимость коррекционных логопедических занятий. Практика показала, что присутствие родителей на различных мероприятиях делает их живыми, интересными и результативными.

В нашей школе “Логопедическая неделя» проходит в последней учебной четверти (март-апрель). При её проведении решаются следующие задачи:

    закрепление знаний, полученных за год обучения;

    развитие интереса к слову и языкового чутья;

    развитие речевой и познавательной активности детей;

    развитие общей и мелкой моторики, интеллектуальных и творческих (речевых, художественных, музыкальных) способностей учащихся;

    осуществление взаимосвязи в работе педагогов, побуждение детей к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Для проведения “Логопедической недели” составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей и педагогов в “Уголке логопеда”. В течение недели проводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: конкурсы, викторины, выставки, развлекательные и познавательные логопедические праздники.

В понедельник проходит открытие “Логопедической недели”, которое носит увлекательно-информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Далее всё проходит согласно намеченному плану.

В “День открытых дверей” логопедические занятия могут посетить по желанию все педагоги школы и родители учащихся. На этих занятиях логопед показывает новые формы и методы коррекции, инновационные технологии, которые применяет в своей логопедической работе. Особенно интересно и познавательно проходят различные семинары, практикумы для педагогов школы, где проявляется совместное сотрудничество различных служб: педагогической, психологической, социальной и медицинской. Готовятся индивидуальные занятия, где дети с нарушением речи показывают "чистую" речь и иногда результаты занятий оказываются неожиданными для учителей и воспитателей, так как в свободной речи, вне логопедических занятий дети еще не достаточно хорошо используют полученные навыки.

Затем детям предлагается лингвистическая викторина. Параллельно с этим проводится конкурс рисунков на логопедическую (речевую, языковую, лингвистическую) тему. Оформляется логопедическая газета, которая имеет несколько рубрик, это: "АБВГДЕЙ-КА", "Слоговица", "Звуковая живопись", "Разгадай шарады" и др. Стихи, рифмовки, ребусы, загадки, шарады, кроссворды, группирование слов, вызывающих определенные ассоциации, рассказы о языке, возникновении букв и азбуки, о различных звуках, – все это развивает у учащихся языковое чутье.

Кульминацией проведения логопедической недели становится грандиозный праздник, в котором принимают участие все дети начальной школы. Здесь подводятся итоги всех викторин, конкурсов, и победители награждаются подарками и призами. Праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности - общение. Все виды деятельности ребенка с нарушением речи отличаются некоторым своеобразием. Это обуславливает возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость тщательного отбора речевого материала; длительное разучивание стихов, песен, танцев; формирование необходимых навыков общения. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

На праздниках, утренниках речевая деятельность детей совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен. Вовлечение детей с театральную деятельность способствует формированию у них вкуса, воображения, творческому развитию личности ребенка, а, следовательно - и обогащению его словарного запаса. Возникающие в игровом процессе эмоции дети пытаются выразить словами, тем самым также улучшая свой словарный запас.

По ходу праздника в игровой форме проводятся и артикуляционная, пальчиковая гимнастики, с использованием грецких орехов или теннисных шариков, самомассаж, упражнения на дыхание, на развитие фонематического восприятия, внимания. Дети – логопаты с удовольствием декламируют чистоговорки, стихи, скороговорки, которые помогли автоматизировать исправленные дефекты речи. Подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Музыка и ритмичные движения в процессе праздника хорошо снимают напряженность, усталость и благотворно влияют на работоспособность детей. Интересно и задорно проходят подвижные речевые игры с элементами театрализации.

Такие праздники помогают подвести итог логопедической работы, проделанной за год, а детям почувствовать уверенность в своих силах. Завершается праздник подведением итогов и награждением всех участников.

Предлагаем примерный план “Логопедической недели”:

ПОНЕДЕЛЬНИК - Открытие “Логопедической недели”. Стенгазета. Выставка творческих и исследовательских работ учащихся-логопатов.

ВТОРНИК - “День открытых дверей”.

СРЕДА - Лингвистическая викторина.

ЧЕТВЕРГ - Конкурсы рисунков «Фантастические животные Мамалына и Жаваруга» и «Рисунки в строчке».

ПЯТНИЦА - Закрытие “ Логопедической недели”. Логопедический праздник “В мире звуков ”.

Каждый год план “Логопедической недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей. Ежегодно меняются и праздники: «В мире звуков», «Путешествие в страну Правильной речи», «Учимся говорить красиво», Все сценарии мы разрабатываем сами, используя новинки методической литературы и периодических изданий. По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки рисунков, письменных и творческих работ. Здесь прослеживается тесная связь работы логопеда с преподавателями.

В подготовке, оформлении и проведении “Логопедической недели” обязательно участвуют сами дети. Третий год мы тесно сотрудничаем с преподавателями и студентами АГПИ. Если в этот момент они находятся на практике, то вместе с детьми принимают активное участие в подготовке и проведении праздника. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности.

Проведение “Логопедической недели” сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей, так как она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению. Таким образом, «Логопедическая неделя» является одной из форм коррекционно-воспитательной деятельности, которая эффективно влияет на развитие личностных особенностей учащихся.

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы и помощи родителям актуален.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно просветительская работа логопеда с родителями.

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы и помощи родителям актуален.

С целью реализации такой важнейшей задачи как профилактика и предупреждение речевых нарушений с младшего возраста организована работа для родителей, где рассматриваются вопросы речевого развития детей дошкольного возраста.

Определение направлений работы, выбор формы и тематика мероприятий зависит от структуры и механизмов речевых нарушений, диагностированных у детей, от уровня педагогических знаний и умений родителей в области преодоления речевых недостатков, от запросов самих родителей, от характера проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием не только детей-логопатов, но и детей, которым не оказывается коррекционно-логопедическая помощь.

Информационно-просветительские формы работы: родительские собрания, информационные стенды, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, несомненно, завоевали свое место в системе педагогической работы, так как осуществляют свою главную задачу – повышение педагогической компетенции через рассмотрение проблем, но не дают полного представления о ходе коррекционно-развивающего процесса. И здесь на помощь приходят практические формы работы с родителями:

  • организация проблемных семинаров и семинаров-практикумов (индивидуальных, групповых)
  • проведение практических занятий с участием родителей;
  • организация и проведение интерактивных игр;
  • проведение круглых столов;
  • использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе мультимедийных презентаций;
  • оформление буклетов, бюллетеней и т.д. для родителей;
  • выпуск речевых газет.

В настоящее время компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи. Поэтому в организации работы школы, широко используются ИКТ. С их помощью качественнее и легче реализуется задача – повышение педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

Средства ИКТ дают возможность учителю-логопеду представить и раскрыть теоретические и практические аспекты логопедической работы для родителей.

Буклеты, бюллетени, памятки, служат раздаточным материалом, знакомят родителей с теоретическими вопросами, посвященными дифференциальной диагностике речевых нарушений, структуре и механизмам этих нарушений.

Электронные журналы, газеты выступают в качестве демонстрационно-дидактических пособий, которые помогут разобраться родителям с содержанием коррекционно-логопедического процесса при различных речевых дефектах и значимостью воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств, с практическими методами и приемами закрепления речевых умений и навыков, методическими рекомендациями по их применению.

Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности.

Мультимедийные презентации, созданные для просмотра родителями фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей на логопедических занятиях, с различными комментариями учителя-логопеда по возрастным и речевым особенностям, по коррекции и воспитанию личности детей с различными формами речевых расстройств.

Использование средств ИКТ в логопедической работе позволяет:

  • обеспечить доступность и качество услуги – образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией для детей с нарушениями речи;
  • систематизировать и повысить эффективность работы учителя-логопеда в направлении работы с родителями;
  • привлечь к активному участию родителей в коррекционно-образовательном процессе;
  • организовать дистанционную поддержку родителей имеющих ПК и доступ в Интернет в области логопедического просвещения;
  • распространить опыт работы специалистов дошкольного учреждения и продемонстрировать достигнутые результаты.