Проблема башкирского языка в школах башкирии. Прокуратура Башкортостана: «Преподавание башкирского языка вопреки согласию родителей не допускается

Заявление Владимира Путина о недопустимости принудительного изучения неродных языков в школе, сделанное президентом на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, вызвало достаточно неоднородную реакцию общественности.

Напомним, что в нашей республике, как и в некоторых других национальных регионах страны, вопрос об изучении родного языка в школах стоит довольно остро.

Медиакорсеть решила опросить ряд экспертов о том, что на самом деле значат слова Путина и каких действий стоит ожидать от региональных властей в связи с этим.

«Политика на ликвидацию национальных республик»

В частности, Владимир Путин заявил о том, что «у каждой территории свои особенности межэтнических отношений, и, конечно, их нужно учитывать, обеспечивая при этом единые подходы к решению задач национальной политики государства в целом».

Хочу напомнить, уважаемые друзья, что русский язык для нас – язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый. Языки народов России – это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации, - подчеркнул Владимир Путин, - цитирует слова Путина kremlin.ru.

Политолог, старший научный сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований ПГНИУ Станислав Шкель сообщает, что, если вкратце, то из речи Путина следует вынести два главных тезиса:

Во-первых, этноцентристам придется менять риторику и меньше ссылаться на президента России, что объективно их ослабляет. Во-вторых, главы регионов получили четкий сигнал о решении вопросов в языковой политики в пользу отказа от обязательного изучения языков, кроме русского как не только государственного, но и языка межнационального общения, - рассказал Шкель в беседе с нашим корреспондентом.

Общественник Азамат Галин говорит, что вчерашнее заявление Путина носит довольно серьезный характер и ставит в тупик активных сторонников изучения башкирского языка в школах.

    Сейчас региональным властям нужно грамотно придумать, что с этим делать. Не могу представить, как к этому отнесутся сторонники того же «Конгресса башкирского народа», которые поддерживают политику Путина, но в то же время выступают за обязательное изучение языка в школах. В целом, это достаточно серьезный тренд и своеобразный логический итог последних десяти лет. Политика направлена на изменение административных границ и образование новых территориальных административных единиц - регионов, которые уже не будут национальными, - сказал Азамат Галин.

Исполнительный директор Конгресса башкирского народа, социолог Ильгиз Султанмуратов так прокомментировал заявление Владимира Путина:

Я полностью согласен со словами президента: «Не раз я говорил, что все, что связано с национальной идентичностью, с традициями, - сфера тонкая и очень чувствительная, и действовать здесь следует крайне деликатно и мудро». Насчет русского языка также поддерживаю «Его ничем заменять нельзя: это естественный духовный каркас нашей многонациональной страны».

Но Путин ведь еще заявил, что в то же время национальные языки также являются неотъемлемой частью культуры России. То есть нельзя разделять или решать проблемы преподавания русского языка за счет других национальных. А нашему минобру следует быть более ответственными, т.к. многолетняя непроработанность важных вопросов преподавания языков с их стороны вызывает рост общественной напряженности в этой сфере, - говорит Султанмуратов.

Видимо, до высших кругов уже дошел этот вопрос, наконец-то. В минобразования РБ, я считаю, достаточно наплевательски отнеслись к нашим вопросам по поводу изучения башкирского языка в школах. Почему не сделать больше часов для изучения математики, например? Башкиры живут не только в Башкирии. Пусть его учат в Челябинской области, Татарии. Я за то, чтобы язык изучали в рамках предмета «Культура и история Башкортостана». А сейчас идет нагнетание вопроса, все эти обсуждения лишь способствуют межнациональным спорам. Я бы посоветовала региональным властям просто пройтись по университетам и поспрашивать, как они относились к этому предмету, - рассказала Медиакорсеть Галина Лучкина .

Евгений Беляев, политолог, активист Собора русских РБ:

Заявление Путина - это еще не его указ. Думаю, минобр сможет его как-то обойти. В районах, где живут преимущественно башкиры, башкирский язык сохранится. В остальных станет необязательным. В этом я и вижу решение проблемы. Не думаю, что этому стоит придавать какой-то политический окрас.

Вячеслав Шайдуллин, арвуй (религиозный деятель у марийцев) Краснокамского района РБ:

Я считаю, что у нас возможность изучения любого языка. Все зависит от семьи - говорят ли в ней на родном или нет. Три языка может одолеть любой человек. Это родной, русский и английский. А жителям Башкирии почему не знать башкирский? Или татарский. Думаю, нужно просто желание и «правильное направление» родителей. Никого не надо ни к чему принуждать. Тем более - к изучению языка.

Жирная точка над И

Депутат Госсобрания Курултая РБ Рамиль Бигнов говорит, что Владимир Путин «наконец-то поставил жирную точку в решении сложного вопроса изучения родных языков в национальных школах».

Все сказано четко - речь идет о добровольном изучении языка. Думаю, после его слов вряд ли этот вопрос будет вновь как-то подниматься. Никакого принуждения, - подытожил депутат.

«Коллега» Бигнова по парламенту Римма Утяшева имеет несколько иную точку зрения. По ее словам, журналисты могли несколько вырвать из контекста фразу президента.

У нас в республике два государственных языка - башкирский и русский. Не надо выдирать из контекста. У нас никто никого не заставляет изучать башкирский язык. У меня внук изучает татарский язык, и вполне успешно. И башкирский на пятерку знает. В нашей республике говорят на 14 языках!

Почему в Башкортостане нападают на башкирский язык?! А где нам его еще учить? Со словами Владимира Владимировича согласна - все россияне должны знать русский язык, великий язык Пушкина. Мои родители, помню, отправили меня юной на учебу в Челябинск, чтобы я учила русский язык. Мама говорила мне - русский ты должна знать в совершенстве. Согласна, что нацвопросами должны заниматься авторитетные люди. Единственное, что вызывает вопрос у меня - это учебники башкирского, по которым ведется обучение.

Руководитель Конгресса татар республики, депутат Госсобрания Курултая РБ Загир Хакимов в беседе с Медиакорсеть заявил, что республиканским властям нужно создавать все условия для того, чтобы люди могли изучать свой родной язык.

В РФ русский язык является государственным языком и языком межнационального общения. Зная русский, можно в любой из республик общаться с представителем любой национальности. Нельзя не учитывать особенности национальных республик, для нас очень важно сохранение родных языков. Если люди определенной национальности не будут знать родной язык, у нее нет будущего. Поэтому важно создавать все условия для его изучения.

Здесь больше нужно работать с родителями, я думаю. Как руководитель Конгресса татар РБ, часто выезжаю по районам и вижу, как родители-татары, например, заставляют ребенка не учить родной язык и выбирают в его пользу английский, потому что с ним у ребенка больше возможностей. Да, закрываются школы в марийских, татарских деревнях. Но только по одной причине - в них детей нет! Скоро с делегацией едем в Казань на Всемирный конгресс татар поднимать вопрос о создании рабочих мест на селе. Будем заниматься этим вопросом.

Отметим, что в последние месяцы в республике велись достаточно серьезные споры об изучении башкирского языка в школах. Сторонники за и против принимали участие в дебатах, проводили дискуссии с активным привлечением СМИ. Большинство родителей детей, для которых башкирский язык не является родным, утверждают, что обучение в учреждениях ведется на «добровольно-принудительной» основе. Мы писали о случае в престижной , где руководство, несмотря на желание одного из родителей провести собрание по поводу изучения башкирского языка, пригрозило расторгнуть договор об обучении с некоторыми обратившимися родителями.

Соответствующее представление прокуратура республики после многочисленных проверок внесла на адрес Рустэма Хамитова. Пока глава никаких конкретных решений по этому вопросу не принял и не прокомментировал этот вопрос. Отметим, что нашему корреспонденту пока так и не удалось дозвониться до представителей Белого дома и узнать их позицию по этому поводу, однако мы будем следить за развитием событий.

Сюжеты:

В непростой ситуации оказался ученик одной из школ Уфы. Шестиклассника Владислава Мартинса оставляют на второй год за отказ изучать башкирский. Такое решение принял педагогический совет. Формально этот предмет не является обязательным и, несмотря на хорошую успеваемость по остальным дисциплинам, школьника заставляют вновь пройти всю программу. Родители мальчика пытаются оспорить действия учителей, ссылаясь на законное право, но безуспешно. В трудностях и противоречиях разбирался Михаил Чернов.
КОР: В табеле успеваемости 6-классника Владислава Мартинса четверки по истории, математике и литературе, пятерки по ИЗО и технологии. Тройки по русскому и биологии. И всего одна двойка по башкирскому языку. Не аттестован, потому что не ходил.
ВАДИМ МАРТИНС (ПАПА ВЛАДИСЛАВА МАРТИНСА): Просто нам навязывают этот башкирский язык. Мы его не изучали, я не изучил, родители мои не изучали. Мы прекрасно живем, живем в Уфе. ЕГЭ сдавать же нам по русскому, не по башкирскому. Башкирского вообще же в аттестате потом нету.
МАЛЬЧИК: Мне важнее русский язык и английский, чем башкирский.
КОР: Чтобы их сын не учил башкирский, настояли родители. Об этом они уведомили директора школы и в течение 2-х лет забирали ребенка с уроков национального языка. За это Влада и оставили на 2-й год. Родители получили уведомление из школы и в ответ пожаловались в прокуратуру. Свое обращение со ссылкой на статьи Конституции выложили в Интернете. В родной школе Мартинсам теперь не рады.
ЖЕНЩИНА 1: Я беседу вести не буду, я просто прокомментирую то, что с законодательством у нас нарушений нет.
КОР: Вы с родителями не можете переговорить?
ЖЕНЩИНА 1: Нет, не могу.
КОР: Сеять разумное, доброе, вечное надо и на башкирском, убеждают учителя, а родители 6-классника не осознают всей важности родного языка, говорят в школе.
ВАЛЕРИЯ КИНЗЯГУЛ (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ): Мы живем в республике Башкортостан. Башкиры считаются коренным народом этой республики, я считаю, что большую ошибку совершают те, которые отказываются изучать башкирский язык государственный.
КОР: В местном министерстве образования родную речь тоже поддержали. Башкирский язык в республике второй государственный, а значит, изучать его обязан каждый, таким образом, без экзамена по национальному языку аттестат о среднем образовании Владиславу Мартинсу не получить.
АЛЬФИС ГАЯЗОВ (МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН): Сегодня можно отказаться, допустим, от башкирского, завтра от химии там и так далее, такого не бывает.
ЗОЯ МАРТИНС (МАМА ВЛАДИСЛАВА МАРТИНСА): Вице-премьер республики выступал по телевизору вчера вечером. Она объяснила так, что наш ребенок должен учить башкирский язык для того, вдруг у него появится сосед, который не понимает по-русски, чтобы он с ним смог общаться или вдруг он женится на башкирке.
КОР: Чтобы убедить сесть за учебники башкирского, методы используют далеко не педагогические, рассказывают родители. В школе Влад отличается примерным поведением, но с тех пор, как он отказался учить национальный язык, их вызывали и на школьный совет по профилактики правонарушений и в комиссию по делам несовершеннолетних.
Чтобы не идти второй раз в 6-й класс, в школе предложили своеобразное решение — сдать башкирский экстерном, перейти на домашнее обручения, либо в класс коррекции, устно намекнули, есть еще вариант перебраться в другой регион. Впрочем, уезжать из республики родители Владислава пока не планируют.
Михаил Чернов, Игорь Акимов, Олеся Оргеткина, Олег Брыкин, «НТВ». Башкирия.

В республике Башкирия развернулась борьба против насаждения башкирского языка в русскоязычных общеобразовательных школах. Возмущенным родителям удалось добиться первых успехов – республиканская прокуратура в конце мая выявила нарушения и пообещала привлечь одного из директоров к дисциплинарной ответственности.

39-я гимназия в Уфе считается одной из лучших школ Башкирии. Сюда стремятся пристроить своих отпрысков даже семьи из отдаленных районов города. Однако в последнее время гимназия стала настоящим полем битвы между сторонниками и противниками изучения башкирского языка. Родители учеников этой гимназии объединились в Комитет по защите прав родителей и учащихся образовательных учреждений с русским языком обучения в Башкирии и пытаются отстоять право своих детей не изучать башкирский язык в обязательном порядке.

Проблема назревала уже давно. Еще в 2006 году по распоряжению администрации Уфы во всех 160 учебных заведениях города были введены обязательные уроки башкирского языка. Это было сделано в рамках национально-регионального компонента (НРК) общего образования, который на тот момент находился в ведении региональных властей. Инициаторов нововведения не смутило, что по результатам всероссийской переписи 2002 года в миллионной Уфе проживало 50% русских, 28% татар и только 15% башкир.

Однако по решению Госдумы в 2007 году упоминания об НРК исчезли из федерального закона «Об образовании», и все школы перешли на единый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Согласно этому документу, основная образовательная программа делится на две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, к коим относятся ученики, родители и педагоги.

Помимо прочих предметов, в обязательную часть программы входят русский язык, родной (нерусский) язык и иностранные языки. Но ФГОС не предусматривает обязательного преподавания нерусского языка в том случае, если он не является ни родным, ни иностранным. Иными словами, те школьники, чей родной язык – русский, по закону не обязаны изучать государственные языки тех республик, где они живут. Преподавание местных языков относится к добровольной (вариативной) части образовательной программы.

Тем не менее, власти многих республик, включая Башкирию, продолжают навязывать русскоязычным учащимся изучение национальных языков, тем самым лишая родителей права выбора. Вместо того, чтобы потратить часы вариативной части учебного плана на математику или английский, школьников вынуждают изучать сложную грамматику тюркских и финно-угорских наречий, которая зачастую не по силам даже студентам языковых вузов. К тому же знания, вынесенные с этих уроков, едва ли могут пригодиться в реальной жизни или при получении высшего образования.

Низы недовольны, верхи бездействуют

Недовольство этой ситуаций всё чаще прорывается наружу. Как рассказала корреспонденту сайт Галина Лучкина, член Комитета по защите прав русскоязычных в Башкирии, аналогичные инициативные группы действуют также в Татарстане, Бурятии и Коми. «Лет 5 назад мы даже параллельные митинги за русский язык проводили: они в Казани, а мы в Уфе, вставали в одиночные пикеты за право русских детей полноценно изучать родной язык. В 2012 году нас, родителей из Татарстана, Башкирии, Бурятии и Коми, даже приглашали в Госдуму, внимательно выслушали и обещали помочь, но с тех пор ничего не было сделано », - говорит Лучкина.

В мае очередной скандал на эту тему разразился в Казани. Новая гимназия, открытия которой долго ждали жители района Азино, по факту оказалась татарской: на четыре татарских класса там будет приходиться один нетатарский, что явно не отражает национальный состав района. Многие родители выразили свое возмущение тем, что детей с татарскими фамилиями автоматически зачисляют в классы с татарским языком обучения.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в интервью сайт назвал подобную языковую политику «актом этнической дискриминации» .

«Важно, что присутствует по сути правовая дискриминация русского населения, которое не имеет возможности выбирать изучение русского языка как родного. Учебные часы делятся на изучение государственного и родного языка, государственный – это русский, а в качестве родного изучается только татарский или башкирский. Получается, на территории этих республик русский язык не имеет для русского населения статуса родного языка , - поясняет эксперт. - Этот вопрос не раз ставился в стенах Госдумы, даже в Комитете по межнациональным отношениям, его мягко затрагивал и президент в том ключе, что надо обеспечить большую свободу выбора для родителей. Тем не менее, воз и ныне там, и проблема не решена », - говорит Михаил Ремизов.

По словам эксперта, попытки изменить к лучшему ситуацию с русским языком в национальных республиках блокируются на самом верху.

«Прежний глава думского комитета по делам национальностей, Гаджимет Сафаралиев, выступал за принятие мер, которые бы языковую проблему решили. Но сейчас комитет возглавил Ильдар Гильмутдинов, представитель Татарстана, который проводит четкую линию на этническое лоббирование, поэтому шансы на принятие Думой подобного рода решений снизились », - подчеркивает Ремизов. Кстати, сам Гильмутдинов отказался отвечать на вопросы сайт о положении русского языка в национальных республиках Поволжья.

Уфимская гимназия стала полем битвы

Пока власть игнорирует проблему, родителям на местах самим приходится бороться за свои права. В Уфе Комитет по защите прав русскоязычных родителей и учащихся Башкирии возглавила Наталья Будилова , мать двоих детей, обучающихся в 39-й уфимской гимназии. Руководство учебного заведения долгое время не позволяло ей выбрать для своих детей вместо башкирского языка другой предмет.

Будилова пожаловалась на нарушение федерального законодательства в прокуратуру Башкортостана. И 25 мая оттуда пришел обнадеживающий ответ (копия документа имеется в распоряжении редакции сайт): в 39-й гимназии выявлены нарушения при составлении учебных планов, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, а о ситуации доложено главе республики.

Корреспондент сайт поговорил с Натальей Будиловой о произошедшем.

Наталья, сколько часов в неделю отводится башкирскому языку в программе общеобразовательных школ с русским языком обучения?

Обычно два урока, но есть школы, где башкирский учат три или пять уроков в неделю. Кроме того, все 10 лет у нас изучается такой предмет, как «Культура Башкортостана». Там проходят только башкирских поэтов и деятелей культуры. На это уходит еще один урок в неделю.

- В какой момент вы для себя решили, что ваши дети не будут учить башкирский язык?

Моя дочь сейчас перешла в пятый класс, сын учится в седьмом. В пятом классе, когда началось обучение башкирскому языку, сын стал приходить ко мне с учебником по этому предмету и жаловаться, что ничего не понимает, хотя он у меня отличник и всегда учился очень хорошо. Он не понимал ни как выполнить задание, ни как сделать домашнюю работу. Я стала спрашивать у других родителей, как они выкручиваются. Оказалось, что их детям помогают родственники или знакомые башкиры. Тогда я пошла к учителю и сказала, что для моего сына и других русскоязычных детей надо создать особую группу с другими методиками преподавания, рассчитанными на неносителей языка. Но педагог отказался пойти навстречу, требовал, чтобы дети заучивали наизусть длинные стихотворения на башкирском, в которых они не понимали ни слова. А тем, кто не хотел этого делать, просто ставил двойки.

- И вы решили бороться за свои права?

Сначала я просто села за компьютер, зашла на сайт министерства образования республики Башкортостан и с удивлением обнаружила, что башкирский язык не является обязательным. От нас просто скрывали эту информацию. Никто из родителей, включая меня, не знал, что мы можем по закону отказаться от этого предмета в пользу другого. И в конце учебного года на родительском собрании я объяснила другим родителям, что согласно базисному учебному плану башкирский язык находится в части, формируемой участниками образовательных отношений, и поэтому мы можем в эту часть включить любой другой предмет. И родители практически единогласно подписали заявление на имя директора, чтобы башкирский язык заменили на русский, математику или английский.

- Наверно, вас поддержали только русские родители?

Уфа и другие крупные города Башкирии - по преимуществу русские, и очень много учащихся нашей 39-й гимназии происходят из русских семей. Но изучать башкирский язык не горят желанием и представители других национальностей. Например, в нашем классе 36 детей. Из них три башкира, остальные - русские и татары. Только родители одного ребенка-башкира изъявили желание изучать башкирский язык. Остальные хотели поменять его на русский или английский. Кстати, для тех, кто хочет полноценно освоить башкирский, существует немало школ с башкирским языком обучения, и непонятно, зачем навязывать его в русскоязычных школах.

Шовинисты отыгрываются на детях

К сожалению, понимания в школе Наталья не нашла. Возможно, на директора оказывалось давление со стороны более высоких структур.

- Школа пыталась учесть пожелания родителей?

Нет, ответа директора мы не дождались, и тогда я написала обращение в министерство образования республики Башкортостан. И тогда в августе, перед началом следующего учебного года, директор Киекбаева Ирина Петровна, лично стала обзванивать каждого родителя и говорить, что не может освободить наш класс от изучения башкирского языка. Было собрано специальное родительское собрание по этому поводу, куда пришло всего семь родителей. Под давлением администрации школы и представителя республиканского комитета по образованию родители согласились на изучение башкирского, правда, вместо положенных двух уроков нашему классу разрешили ограничиться одним уроком в неделю.

- Но вы решили не сдаваться?

Я потребовала от школы составить индивидуальный учебный план для моих детей. И тогда меня вызвали к директору, созвали всех завучей, стыдили, хотели взять количеством.

Директор кричала на меня, что я баламут, разрушитель. Разрушаю, все, что она годами тут строила, что я разжигаю национальную рознь, что из-за меня война здесь начнется как на Украине. Еще спрашивала, дескать, почему я ненавижу башкир. Моих детей обещали оставить на второй год.

Фотографию моей дочки-отличницы сняли с дочки почета. Угрожали, что на меня целое дело заведут и отправят все мои письма в комитет образования, чтоб там со мной разбирались. Вообще мало кто может выдержать такой прессинг, какой выдержала я.

После этого я подала в прокуратуру, а в конце года написала исковое заявление в суд, чтобы моим детям предоставили возможность в следующем году заниматься по индивидуальному учебному плану.

На днях прокуратура предписала исправить нарушения в вашей гимназии. Вы не собираетесь останавливаться на достигнутом?

Если наше министерство образования по-прежнему будет скрывать информацию от директоров школ о правах родителей, по-прежнему будет дезинформировать их, то борьбу придется вести в каждой школе. Если же министерство образования будет исполнять свои функции, то необходимость в нашем комитете отпадет сама собой. Ведь все это время от родителей скрывали их права, а тех, кто о них узнавал, просто обманывали и вели долгоиграющую бумажную войну.

Чиновники умыли руки

Редакция сайт обратилась за комментариями в Министерство образования Республики Башкортостан, однако там поспешили переложить ответственность за происходящее на руководство учебного заведения. «В отношении гимназии Министерство образования РБ контрольно-надзорных мероприятий не имеет права проводить », - пояснили в пресс-службе ведомства.

По словам чиновников, «на 2016-2017 учебный год Министерством не утверждались примерные базисные учебные планы, соответственно, образовательные организации самостоятельно разрабатывали и утверждали учебные планы».

Эту информацию подтвердила и директор 39-й гимназии Ирина Киекбаева. В своем ответе на запрос сайт она указала: «согласно действующему законодательству школа может выстраивать свою образовательную траекторию. В нашей гимназии для всех без исключения учащихся упор делается на гуманитарную составляющую и изучение языков. У нас изучаются русский, башкирский, английский, немецкий, французский и китайский языки. Когда родители приходят в нашу школу они знакомятся с нашей нормативно- правовой базой, где прописаны наши приоритеты».

Впрочем, Киекбаева не ответила, почему учебные планы в 39-й гимназии составляются без учета мнения родителей, что было выявлено в ходе прокурорской проверки.

Проигнорировала она вопрос и о том, почему же в гимназии с языковым уклоном этот самый уклон должен быть обязательно в сторону башкирского языка, а не английского или французского, как хотели бы сами учащиеся и их родители. Остается только догадываться, сколько еще таких директоров, как Киекбаева, продолжают обслуживать интересы региональных этнократий в Башкирии и других национальных республиках.

А как обстоят дела в вашей национальной республике или автономии? Принуждают ли детей изучать местный язык в обязательном порядке или, быть может, наоборот, лишают возможности овладеть вторым государственным языком данной территории? Пишите в комментариях и на нашу почту, по возможности оставляйте данные для обратной связи: редакция INFOX. RU планирует освещать эту тему дальше и, в меру сил, способствовать нормализации ситуации.

Каждый ребёнок, который живёт и учится в Башкортостане, обязан знать и изучать язык той земли, которая является его домом. Изучение ещё одного языка расширяет кругозор ребёнка, позволяет ему глубже понять культуру Родного Края. Изучение башкирского языка (второго государственного в Башкортостане), наравне с русским, создаёт у ребёнка дополнительные навыки, которые помогут ему потом в изучении следующих - иностранных языков. Даже если в повседневной жизни, например русским детям, башкирский язык не требуется, но его знание всё равно необходимо, как базис и основа, как знание прочих наук типа химии или физики, которые также далеко не всем потом будут необходимы в жизни, но их изучение тоже обязательно в школе…

Что-то примерно такое я прочитал в качестве доводов защитников обязательного поголовного изучения башкирского языка в школах Башкортостана, когда совершенно внезапно для себя обнаружил, что в с 2006 года этот предмет является обязательным .

Я, если честно, был до глубины души поражён…

Нет, в моём детстве у нас были в школе «башкирские» классы (это был «А» класс), но детей там всегда было мало и вообще они (дети из «А» класса) всегда были какие-то отчуждённые. И в общих классах у нас были башкиры, и мы всегда прекрасно ладили, и не было между нами никак культурных преград, и допускаю, что по-башкирски они умели говорить, но вот с «А» классами у нас как-то никогда не складывались отношения…

Начав мониторить интернет по данному вопросу (так как моей дочери через 2 года в школу - интересует), выяснил, что в настоящий момент среди родителей школьников зреет бунт против изучения башкирского языка (спустя 11 лет))) Одновременно адепты обязательности изучения башкирского языка (в основном из некоего «Конгресса башкирского народа») также в ответ активизировались: призывают Хамитова, как президента Башкирии, а также министра образования Башкирии, защитить титульный язык от нападок родителей, который не хотят, чтобы их дети учили башкирский.

Кстати, ни президент Глава республики Башкортостан башкир Хамитов , ни министр образования башкирка Шафикова не оправдали надежд свежеорганизованного и нигде не зарегистрированного Конгресса башкирского народа (не путать с Всемирным курултаем башкир), поэтому те от безысходности стали организовывать митинги и прочие протестные акции, с удовольствием поддерживаемые местной национальной башкирской элитой и некоторыми местными СМИ , под девизом: «Хамитова в отставку!»

Я не буду долго здесь теоретизировать на тему «обязаны/не обязаны» наши дети изучать башкирский язык (прим.: кстати, прокуратура сомневается в такой «обязательности») , но я обращусь к простому и всегда удобному методу логично-рационального мышления.

Итак, нужен ли моему ребёнку башкирский язык?

Для начала, из моего личного жизненного опыта:

Я и моя жена - русские (мои предки из рязанской губернии, предки жены из Украины), всю жизнь живём в Уфе. Большинство всех наших родственников, друзей и знакомых - русские. При этом, среди них есть, конечно же… НЕрусские, но я даже не знаю - башкиры они или татары, не вижу никакой принципиальной разницы и никогда даже не интересовался их национальностью, затруднений в общении не испытываем. Случались ли в моей жизни моменты, когда башкирский язык был бы мне нужен? Нет. То есть за 35 лет моей жизни необходимость такого знания не возникла НИ-РА-ЗУ.

Окей. Но, возможно, в будущем ситуация поменяется, и знание языка народа, которого по статистике в республике менее 30%, а в моём городе менее 15% , настолько потребуется моей абсолютно славянской девочке, что я буду потом локти кусать, что не дал ей возможность его в детстве изучить? Вряд ли)))

Хорошо. Но вот «защитники башкирского языка» говорят, что раз я живу в Башкортостане, то мои дети должны изучать башкирский язык из уважения к этой земле, которая когда-то, много столетий назад, безраздельно принадлежала башкирам.

Я сомневаюсь в стройности и непоколебимости этой логической цепочки: живёшь здесь - значит, обязан знать местный язык. Например, если обратится к опыту «оплота демократии», то там никому даже в голову не придёт, что американцы обязаны изучать язык индейцев .

Башкирский - второй государственный? Окей. Но, например, в другом «оплоте демократии, либерализма и толерантности» - Европе, есть много стран, где одновременно существует несколько государственных языков (например, Швейцария , Австрия или Бельгия), и европейцам не приходит как-то в голову заставлять своих граждан изучать их все. Более того, по общему правилу обязательным к изучению всегда признаётся самый распространённый язык в данной местности, а вовсе не тот, который исторически там когда-то много столетий назад был. И это логично и рационально, не так ли?

Или, вот допустим, республика Крым, где государственными одновременно являются 3 языка - русский, украинский и татарский. И что, вы думаете, что крымских детей заставляют учить все 3 языка одновременно?!

И кроме того, у нас в стране полно национальных республик, и если я буду переезжать, то моему ребёнку каждый раз придётся новый язык учить?! Бред какой-то…

Хорошо, отбросим все эти юридические и морально-философские размышления на тему «должен/не должен» и вернёмся исключительно к плоскости практической необходимости .

Итак, мы уже выяснили, что в повседневной жизни трудно себе представить ситуацию, когда знание языка национального меньшинства было бы крайне необходимо моему ребёнку. Но, может быть, ещё какие-то доводы у адептов башкирского языка будут?

«Знание лишнего языка не повредит».
Вам надо - вы его и учите, не надо это всем навязывать. Нет никаких затруднений с дополнительным изучением «родного», в том числе и башкирского языка в школах, но зачем всем навязывать чужой, да ещё и явно вымирающий язык?!

Последняя фраза про «вымирающий язык» тут же провоцирует следующий довод башкирских активистов: «Вот именно! Наш язык вымирает, потому что его планомерно выдавливают! А его требуется сохранить!»
Окей, ребята, я вас понял. Но тут есть простой вопрос, ответ на который всё прояснит: почему башкирский язык вымирает? почему очень многие башкиры в городах его почти не знают? Да потому что он НЕ НУЖЕН. Он вымирает в силу объективных исторически-эволюционных причин. И именно поэтому в моём родном городе половина из этих 15% горожан-башкир по-башкирски не знают более ста слов . Хотите, чтобы башкирский язык сохранился? Окей. В чём проблема-то?! Учите своих детей ему хоть по пять часов в день, хоть до посинения, а мы-то все - люди других национальностей - здесь при чём?!

Примечание: более того, как показывает практика, если есть возможность выбирать, то подавляющее большинство родителей-башкир в городах отказывается от углублённого изучения башкирского, прекрасно понимая бесперспективность этого языка и бесполезность потраченных усилий своих детей на его изучение .

«Знание башкирского языка может пригодиться. Не каждому ведь в жизни нужны знания химии или физики, но, тем не менее, все их учат».
И вот в этом доводе «адепты башкирского» раскрывают свою неадекватность во всей красе. Это ведь насколько нужно быть оторванными от действительности, чтобы сравнивать необходимость изучения ребёнком основополагающих фундаментальных наук и язык, который знает примерно 1 миллион человек, да и те живут, в основном, в сельской местности где-то на просторах «средней полосы» России возле старых Уральских гор. Это ж нонсенс! Эти граждане точно на учёте в психдиспансере не состоят?!

«Если ребёнок будет знать башкирский, то он сможет общаться с башкирами на их родном языке»
О, офигеть! Охрененный довод. Только вот беда, я ещё не встречал башкир, которые не знали бы русского языка, а в маленькие глухие деревни я, слава богу, не езжу. Тогда какого хрена мне моему ребёнку учить башкирский?! Для того, чтобы какому-то гипотетическому башкиру стало бы приятно оттого, что моего ребёнка заставили этот язык выучить?! Иными словами, башкирские националисты искусственно создали ситуацию, когда десятки и сотни тысяч детей по всей республике принудительно обучают вымирающему языку, чтобы они (эти дети), в какой-то нереальной шарово-вакуумной ситуации, предпочли бы пообщаться на нём, вместо русского?!

Примечание: кстати, всегда в этой связи вспоминаю одну историю, которая случилась со мной однажды, примерно 10 лет назад. Тогда довелось мне по работе прожить в Сибае (один из самых отдалённых городов Башкирии) примерно неделю, и там одна русская девушка мне возмущённо рассказывала, как однажды, когда она училась в старшем классе, её вызвал по какому-ту вопросу директор школы, и когда она зашла в его кабинет и поздоровалась, тот ей раздражённо по-башкирски в ответ заявил: «Выйди, и зайди, как надо!» В том смысле, что, когда заходишь, здороваться у них требовалось исключительно на башкирском языке. Да, вот так вот…
Но это, конечно же, к делу не относится. Продолжу…

Следующий, один из ключевых доводов от утырков «защитников башкирского языка» звучит так: «Почему башкирские дети обязаны изучать русский язык, а русские дети, живущие в Башкортостане, башкирский язык учить не должны?!»
Ну, во-первых, на основании вышесказанного. А во-вторых, потому что русский язык - это язык межнационального общения в России, который знает 99% населения, и этого достаточно, чтобы в изучении данного языка, в том числе и для башкирских детей, была бы практическая необходимость. Но могут и не учить. Только что они без русского языка в России будут делать?!

А вообще, вся эта история с навязыванием башкирского языка и разразившаяся истерия башкирских националистов, когда возникла угроза отмены этой нездоровой «обязаловки», всё это напомнило мне события моего «перестроечного» детства, когда на заре «парада суверенитетов» я помню, видел и слышал тогда, лозунги такого рода: «Русские - в Рязань, татары - в Казань!» По-моему, неплохо бы было более подробно заняться всей этой местной, внезапно активизировавшейся, националистической шушерой .

Примечание: кстати, именно поэтому, в своё время, когда Путин укреплял свою «вертикаль власти », в Башкирию назначили «со стороны» Хамитова - чтобы он рассеял бы устоявшуюся клановость местных националистов в республике.

Башкир и башкирский язык ущемляют? Да вы очнитесь! От трети до половины госслужащих - это башкиры , хотя национальные пропорции населения другие. Сколько в Башкирии местных государственных телеканалов? А сколько из них на башкирском языке? А сколько проводится национальных башкирских мероприятий? А проводятся они, между прочим, на общие республиканские деньги, которые поступают в общий бюджет республики, но тратятся с явным непропорциональным перекосом в пользу местного национального меньшинства.

Так что, заткнулись бы уж что ли, попутавшие берега националисты, а то и не только про навязывание башкирского языка речь зайдёт…

P. S. Но в качестве примирительного финала вполне могу допустить существование некоего обязательного курса по изучению, допустим, наиболее распространённых 100 слов или фраз на башкирском языке с итоговым зачётом. Ну, для общего понимания. Но не более того.

А вы что думаете по этому поводу?

Лодку раскачивают местные башкирские элиты, которые мечтают вернуть достаток времён «самостоятельности»

44 (29.3 % )

11 | 17.04.2017, 15:58 | Автор: Не зарегистрирован
4 | 17.04.2017, 11:52 | Автор: Не зарегистрирован
Однако, сегодняшние дети загружены так, что детства не видят. Отсюда неврозы, недопонимание с родителями и суициды. Оставьте вы уже детей в покое. Школа - это не ИТК. Сделайте пятидневку, а часть предметов преподавайте факультативно в субботу. Отвяжите вы уже нац. Вопрос от школы. Снимите напряженность.
============================================================

Где-то я прочитал, что детям до трех лет нельзя (извините за «масло масленое») говорить «нельзя», а после трех лет у же начинать воспитывать и учить. По своему опыту знаю, что у детей не должно быть много свободного времени, во всяком случае, я своих детей так воспитал. Когда маленькие были, конечно, иногда хныкали, канючили, зато, когда выросли, выучились - благодарны мне! Не надо, как в Европе, идти на поводу у детей – в школе они должны получить базовые знания, а для этого должны быть загружены по полной! Есть вещи, которые должны быть выучены наизусть именно до 15 лет, если этого не будет, то ребенок на всю оставшуюся жизнь будет страдать от безграмотности. По поводу дискуссий об обучении детей татарскому и башкирскому языкам в РТ и РБ, и, якобы перенапряжением детей по этому поводу.
Считаю, что проблема надуманная и выеденного яйца не стоит. Просто, кто-то на этом себе зарабатывает сомнительное имя (а может и денежки, исполняя чей-то забугорный заказ пытается по разжиганию межнациональной розни) и политические очки, выдавая себя за борца. А знание основ второго языка (татарского или башкирского) может как-то помочь тем, кто будет работать в системе здравоохранения и в госструктурах РТ и РБ или же в компаниях связанных со странами, где главенствует языки с тюркскими корнями – Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Турция.
Я в армии служил еще при Советском Союзе, у нас в части служили представители всех союзных республик, кажется, не было только латышей. И как замкомвзвода, владея татарским, и башкирским легко мог разговаривать со всеми тюркоязычными, и скажу вам не без гордости, воспользовался у них большим уважением!
И еще. Племянница моя училась в Германии и там вышла замуж за местного немца, дочери вот уже 9 лет - ее учат основательно трем языкам: немецкому, русскому, английскому, дополнительно знает татарский и испанский (подруга, видите ли, испаноязычная!) И ничего, учит ребенок, не жалуется, потому что там принято так, чем человек больше языков знает, тем он образованнее и, естественно, у него больше шансов найти приличную работу.
===
Благодарю!!!
всё верно!
нам башкирский дедок рассказал: в 3,5 годика его малыш выучил буковки, в 4,5 на мелованной бумаге кругами начал самостоятельно писать, а к 5 годикам за день прочитывал книжки. с золотой медалью среднюю школу, но в самолёте, что в немецком небе столкнулся его не оказалось и, далее БГУ и аспирантуру с красным дипломом!