Публикации по физике. Физика – настоящая и ненастоящая

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «vernier» НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Физику называют экспериментальной наукой. Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. Опыт либо подтверждает, либо опровергает физические теории. И чем раньше человек приучается проводить физические эксперименты, тем раньше он может надеяться стать искусным физиком экспериментатором.

Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать.

Особенно эффективными методами работы являются элементы современных образовательных технологий, такие как экспериментальная и проектная деятельность, проблемное обучение, использование новых информационных технологий . Данные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся, содержанию обучения различной сложности, создают предпосылки для того, чтобы ребенок участвовал в регуляции собственной учебной деятельности.

Повысить уровень мотивации школьника можно только, вовлекая его в процесс научного познания в сфере учебной физики. Одним из важных способов повышения мотивации обучающегося является экспериментальная работа. Ведь умение экспериментировать – это самое важное умение. Это вершина физического образования.

Физический эксперимент позволяет связать в единое целое практические и теоретические проблемы курса. При прослушивании учебного материала школьники начинают уставать, и их интерес к рассказу снижается. Физический эксперимент, особенно самостоятельный, хорошо снимает тормозное состояние головного мозга у ребят. В ходе эксперимента обучающиеся принимают в работе активное участие. Это способствует развитию у школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Ученический физический эксперимент - это метод общеобразовательной и политехнической подготовки школьников. Он должен быть краток по времени, легок в постановке и нацелен на усвоение и отработку конкретного учебного материала.

Эксперимент позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся, а также развивать практические умения и навыки. В моей методической копилке содержится 43 фронтальных экспериментальных задания только для седьмого класса, не считая программных лабораторных работ.

В течение одного урока абсолютное большинство обучающихся успевают выполнить и оформить только одно экспериментальное задание. Поэтому мною были подобраны небольшие экспериментальные задания, которые по времени занимают не более 5 – 10 минут.

Опыт показывает, что проведение фронтальных лабораторных работ, решение экспериментальных задач, выполнение кратковременного физического эксперимента в несколько раз эффективнее, чем ответы на вопросы или работа над упражнениями учебника.

Но, к сожалению, многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в лаборатории. В результате обучающиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. В этом случае на помощь приходит компьютер, который может не только создать модель таких явлений, но также позволяет

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. В проектной работе целью обучения становится развитие у обучающихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. Именно вовлечение детей в исследовательский процесс активизирует их познавательную деятельность.

Качественное рассмотрение явлений и законов – важная черта изучения физики. Ни для кого не секрет, что не все способны математически мыслить. Когда новое физическое понятие предъявляется ребенку сначала как результат математических преобразований, а потом происходит поиск ее физического смысла, у многих детей возникает и элементарное непонимание, и причудливое «мировоззрение», будто в действительности существуют именно формулы, а явления нужны лишь для их иллюстрации.

Изучение физики с помощью эксперимента дает возможность познавать мир физических явлений, наблюдать явления, получать экспериментальные данные для анализа наблюдаемого, устанавливать связь данного явления с ранее изученным явлением, вводить физические величины, измерять их.

Новой задачей школа стало формирование у школьников системы универсальных действий, а также опыта экспериментальной, исследовательской, организаторской самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, принятие целей обучения как личностно значимых, т. е. компетенций, которые определяют новое содержание образования.

Целью статьи является исследование возможности применения цифровой лаборатории Vernier для развития исследовательских навыков у школьников.

Исследовательская деятельность включает в себя несколько этапов, начиная от постановки цели и задач исследования, выдвижения гипотезы, заканчивая, проведением эксперимента и его презентацией.

Исследование может быть как кратковременным, так и долгосрочным. Но в любом случае, его проведение мобилизует ряд навыков у учащихся и позволяет формировать и развивать следующие универсальные учебные действия:

  • систематизация и обобщение опыта по применению ИКТ в процессе обучения;
  • оценка (измерение) влияния отдельных факторов на результат деятельности;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов деятельности.
  • коммуникативные умения при работе в группе;
  • умения представлять аудитории результаты своей деятельности;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. .

Цифровые лаборатории «Vernier» – это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ по физике, биологии и химии, проектной и исследовательской деятельности учащихся. В состав лаборатории водит:

  • Датчик расстояния Vernier Go! Motion
  • Датчик температурыVernier Go! Temp
  • Адаптер Vernier Go! Link
  • Датчика частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр) Vernier Hand-Grip Heart Rate Monitor
  • Датчик светаVernier TI/TI Light Probe
  • Комплекс учебно-методических материалов
  • Интерактивный USB-микроскоп CosView.

С помощью программного обеспечения Logger Lite 1.6.1 можно:

  • собирать данные и отображать их в ходе эксперимента
  • выбирать различные способы отображения данных – в виде графиков, таблиц, табло измерительных приборов
  • обрабатывать и анализировать данные
  • импортировать/экспортировать данные текстового формата.
  • просматривать видеозаписи предварительно записанных экспериментов.

Лаборатория обладает рядом достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов. Мобильность цифровой лаборатории позволяет проводить исследования за рамками учебного класса. Применение лаборатории позволяет реализовать системно - деятельсностный подход на уроках и занятиях. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Vernier» наглядны и эффективны, что дает возможность более глубокого понимания темя учащимися.

Применяя исследовательский подход к обучению, возможно создать условия для приобретения учащимися навыков научного экспериментирования и анализа. Кроме того, повышается мотивация учения посредством активного участия в процессе урока или занятия. Каждый ученик получает возможность провести собственный эксперимент, получить результат, рассказать о нем другим.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроках цифровой лаборатории Vernier позволяет формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, что повышает эффективность обучения и способствует достижению современных образовательных целей.

Перечень компонентов:
интерфейс для обработки и регистрации данных;
специальное программное обеспечение на CD-диске для работы с данными на компьютере;
специальное программное обеспечение на CD-диске для работы в режиме Wi-Fi всего оборудования лаборатории;
датчики для проведения экспериментов;
дополнительные аксессуары для датчиков;

Назначение лаборатории:
создание условий для более глубокого изучения физики, химии и биологии с применением современных технических средств;
повышение активности учащихся в познавательной деятельности и повышение интереса к изучаемым дисциплинам;
развитие творческих и личностных качеств;
создание условий при ограниченности бюджета одновременной работы всех учащихся над изучаемой темой с использованием современных технических средств;
исследовательская и научная работа.

Возможности лаборатории:
работа в одной беспроводной сети всех компонентов предлагаемой лаборатории, интерактивной доски, проектора, документ-камеры, личных планшетов и мобильных устройств учащихся;
возможность использования в обучении планшетов разных операционных систем;
проведение более 200 экспериментов по всему курсу основной и средней школы;
создание и демонстрация собственных экспериментов;
тестирование учащихся;
возможность передачи данных для домашнего задания на мобильное устройство учащегося;
возможность просмотра на интерактивной доске любого планшета учащегося для демонстрации выполненного задания;
возможность работы отдельно с каждым из компонентов лаборатории;
возможность сбора данных и проведения экспериментов за пределами учебного класса.
лабораторное оборудование для опытов с датчиками;
методические рекомендации с подробным описанием опытов для учителя;
пластиковые контейнеры для упаковки и хранения лаборатории.

Цифровые лаборатории - это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. Они предоставляют возможность:

  • сократить время, которое затрачивается на подготовку и проведение фронтального или демонстрационного эксперимента;
  • повысить наглядность эксперимента и визуализацию его результатов, расширить список экспериментов;
  • проводить измерения в полевых условиях;
  • модернизировать уже привычные эксперименты.
  • С помощью цифровог омикроскопа можно погрузить каждого ученика в таинственный и увлекательный мир, где они узнают много нового и интересного. Ребята, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету. Цифровой микроскоп позволяет видеть различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший предмет, но и сделать его цифровое фото. Также можно использовать микроскоп для видеозаписи объектов и создания коротких фильмов.
  • В комплект цифровой лаборатории входит набор датчиков, с помощью которых провожу несложные наглядные эксперименты и опыты (датчик температуры, датчик содержания CO2, датчик света, датчик расстояния, Датчик частоты сердечных сокращений). Учащиеся выдвигают гипотезы, собирают данные при помощи датчиков, анализируют полученные данные для определения правильности гипотезы. Использование при проведении научных экспериментов в классе компьютера и датчиков обеспечивает точность измерений и позволяет непрерывно контролировать процесс, а также сохранять, отображать, анализировать и воспроизводить данные и строить на их основе графики. Применение датчиков Vernier способствует безопасности при проведении занятий по естественным наукам. Датчики температуры, подключаемые к компьютерам, дают возможность избежать использования учащимися ртутных или других стеклянных термометров, которые могут разбиться. Оборудование использую как на уроках физики, химии, биологии, информатики, так и внеурочной деятельности при работе над проектами. Обучающиеся овладевают способами следующих видов деятельности: познавательной, практической, организационной, оценочной и деятельностью самоконтроля. При использовании цифровых лабораторий наблюдаются следующие положительные эффекты: повышение интеллектуального потенциалашкольников;увеличивается процент обучающихся, участвующих в различных предметных, творческих конкурсах, проектно-исследовательской деятельности и повышается их результативность.
  • Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие , инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся , основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения , в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся .
  • Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход , согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий , познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
  • Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
  • Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни.

А атомные ядра тоже колеблются! Ю.Брук, М.Зельников, А.Стасенко 1996, 4

А что будет, если…? Л.Тарасов, Д.Тарасов 1986, 12

Абрам Федорович Иоффе. И.Кикоин 1980 10

Автобиографические заметки. А.Эйнштейн 1979 3

Адиабатный процесс. В.Кресин 1977 6

Академику П.Л.Капице - 80 лет. 1974 7

Акустика в Океане. Л.Бреховских, В.Куртепов 1987 3

Александр Александрович Фридман. В.Френкель 1988 9

Александр Григорьевич Столетов. В.Лишевский 1977 3

Алиса в Зазеркалье. К.Дьюрелл 1970 8

Альберт Эйнштейн (1879–1979). Я.Смородинский 1979 3

Амедео Авагадро. Я.Гельфер, В.Лешковцев 1976 8

Анатолий Петрович Александров. И.Кикоин 1983 2

Андре Мари Ампер. Я.Гельфер, В.Лешковцев 1975 11

Аномальные атмосферные явления. В.Новосельцев 1996 4

Антропный принцип - что это такое? А.Кузин 1990 7

Апология физики. М.Каганов 1992 10

Астрономия невидимого. И.Шкловский 1978 4

Атом излучает кванты. Б.Ратнер 1972 7

Атомы блуждают по кристаллу. Б.Бокштейн 1982 11

Аэродинамический парадокс спутника. А.Митрофанов 1998 3

Баллистическая задача в космосе. К.Коваленко, М.Крейн 1973 5

Бег, ходьба и физика. И.Урусовский 1979 10

Бегущая волна и … автомобильная шина. Л.Гродко 1978 10

Белая мгла, или Не верь глазам своим. Ф.Склокин 1985 1

Белок, побеждающий бактерии. И.Яминский 2001 3

Белые карлики - кристаллические звёзды. Ю.Брук, Б.Геллер 1987 6

Берёзовая волна. А.Абрикосов (мл.) 2002 5

Беседа о принципе неопределённости. М.Азбель 1971 9

Беспорядок в магнитном мире. И.Коренблит, Е.Шендер 1992 1

Бета-превращения ядер и свойства нейтрино. Б.Ерозолимский 1975 6

Блеск в природе, или Почему у кошки глаза светятся. С.Хейфец 1971 9

Большие и маленькие на прогулке. К.Богданов 1990 6

Броуновское молекулярное движение. А.Иоффе 1976 9

В голубом просторе. А.Варламов, А.Шапиро 1982 3

В мире мощного звука. О.Руденко, В.Черкезян 1989 9

В фокусе линзы. П.Блиох 1976 10

Вакуум. А.Семёнов 1998 5

Вакуум - основная проблема фундаментальной физики. И.Розенталь, А.Чернин 2002 4

Ванна и закон Бэра. В.Сурдин 2003 3

Вблизи абсолютного нуля. В.Кресин 1974 1

Великая книга Ньютона. С.Филонович 1987 11,12

Великий закон. В.Кузнецов 1971 7

Великолепный Н.Н. А.Капица 1996 6

Вечная электрическая лампочка? И.Соколов 1989 8

Вечный двигатель, демоны и информация. М.Альперин, А.Герега 1995 5

Взаимодействие атомов и молекул. Г.Мякишев 1971 11

Взглянув на термометр… М.Каганов 1989 3

Видны ли звёзды днём из глубокого колодца? В.Сурдин 1994 1

Виталию Лазаревичу Гинзбургу - 90 лет. 2006 5

Вихри, которые «делают погоду». Л.Алексеева 1977 8

Вихри Титана. В.Сурдин 2004 6

Внутренние волны в океане, или Нет покоя в толще вод. А.Ямпольский 1999 3

Вода внутри нас. К.Богданов 2003 2

Вода на Луне. М.Гинцбург 1972 2

Возможности оптических телескопов. А.Марленский 1972 8

Вокруг шарика. А.Гросберг, М.Каганов 1996 2

Волк, барон и Ньютон. В.Фабрикант 1986 9

Волновая механика. А.Чаплик 1975 5

Волны в сердце. А.Михайлов 1987 9

Волны на воде. Л.Островский 1987 8

Волны на воде и «Заморские гости» Н.Рериха. А.Стасенко 1972 9; 1990 1

Волны на срезе бревна. Я.Лакота, В.Мещеряков 2003 4

Волоконно-оптическая связь. Ю.Носов 1995 5

“Вот «Квант», который построил Исаак…” 1998 4

Вращательное движение тел. А.Кикоин 1971 1

Всегда ли отталкиваются противоположно направленные токи? Н.Малов 1978 8

Вселенная. Я.Зельдович 1984 3

Вселенная как тепловая машина. И.Новиков 1988 4

Всплывающий воздушный пузырёк и закон Архимеда. Г.Коткин 1976 1

Вспыхивающие рентгеновские звёзды. А.Чернин 1983 8

Встреча с кометой Галлея состоялась! Т.Бреус 1987 10

Выдающийся советский оптик (Д.С.Рождественский). В.Лешковцев 1976 12

Выдающийся физик-теоретик XX века (Л.Д.Ландау). М.Каганов 1983 1

Вынужденные механические колебания. Г.Мякишев 1974 11

Высокое давление - создание и измерение. Ф.Воронов 1972 8

Высота гор и фундаментальные физические постоянные. В.Вайскопф 1972 10

Вычисления без вычислений. А.Мигдал 1979 8; 1991 3

Газ бильярдных шаров. Г.Коткин 1989 6

Гейзеры. Н.Минц 1974 10

Генри Кавендиш. С.Филонович 1981 10

Геоакустическая разведка подводных месторождений полезных ископаемых. О.Беспалов, А.Настюха 1971 10

Геометрия столкновений. Я.Смородинский, Е.Сурков 1970 5

Гигантские кванты. В.Кресин 1975 7

Гидродинамические парадоксы. С.Бетяев 1998 1

Гипотеза сотворения мира. В.Мещеряков 1997 1

Глаз и небо. В.Сурдин 1995 3

Глобальные резонансы. П.Блиох 1989 2

Год чудес. А.Боровой 1982 4,5

Голографическая память. Ю.Носов 1991 10

Голография. В.Орлов 1980 7

Гольфстрим и другие. А.Ямпольский 1995 6

Гора и ветер. И.Воробьёв 1980 1

Города для электронов. Д.Крутогин 1986 2

Гравитационная масса. Д.Бородин 1973 2

Графики потенциальной энергии. Р.Минц 1971 5

Грибы и рентгеновская астрономия. А.Митрофанов 1992 9

Давайте вместе откроем закон всемирного тяготения. А.Гросберг 1994 4

Давление света. С.Грызлов 1988 6

Даниил Бернулли. В.Лишевский 1982 3

Движение комет и открытие атомного ядра. Я.Смородинский 1971 12

Движение планет. Я.Смородинский 1971 1

Дела и проделки феи Морганы. Г.Гринева, Г.Розенберг 1984 8

Джеймс Клерк Максвелл. Я.Смородинский 1981 11

Джордж Гамов и Большой Взрыв. А.Чернин 1993 9/10

Диалог о температуре. М.Азбель 1971 2

Дифракционная окраска насекомых. В.Арабаджи 1975 2

Диффузия в металлах. Б.Куллити 1971 10

Длинная дорога от входа к выходу. Л.Ашкинази 1999 1

Домовой, колдун и… резонатор Гельмгольца. Р.Винокур 1979 8

Достижения советских физиков. В.Лешковцев 1977 11; 1987 11

Е = mc 2: настоятельная проблема нашего времени. А.Эйнштейн 1979 3

Единицы: от системы к системе. С.Валянский 1987 7

Если бы Следопыт знал физику… Ю.Сандлер 1984 7

Ехали медведи на велосипеде. А.Гросберг 1995 3

Жидкие кристаллы. С.Пикин 1981 8

Зависит ли инерция тела от содержащейся в нём энергии? А.Эйнштейн 2005 6

За пределами закона Ома. С.Мурзин, М.Трунин, Д.Шовкун 1989 4

Задачи П.Л.Капицы. А.Митрофанов 1983 5

Закон всемирного тяготения. Я.Смородинский 1977 6; 1990 12

Закон Джоуля-Ленца. В.Фабрикант 1972 10

Закон инерции, гелиоцентрическая система и развитие науки. М.Азбель 1970 3

Закон Кирхгофа. Я.Амстиславский 1992 6

Закон Ома. Я.Смородинский 1971 4

Закон Ома для разомкнутой цепи и… туннельный микроскоп. И.Яминский 1999 5

Закон сохранения магнитного потока. Ю.Шарвин 1970 6

Законы сохранения помогают понять физические явления. М.Каганов 1998 6

Заряженная поверхность жидкости. В.Шикин 1989 12

Затменные переменные. В.Бронштэн 1972 9

Зачем и как 100 лет назад было изобретено радио. П.Блиох 1996 3

Зачем мы зимой используем отопление? В.Фабрикант 1987 10

Зачем топят печи? В.Ланге 1975 4

Зачем трансформатору сердечник? А.Дозоров 1976 7

Защита от шума и дедуктивный метод. Р.Винокур 1990 11

Звёздная аберрация и теория относительности. Б.Гиммельфарб 1995 4

Звёздная динамика. А.Чернин 1981 12

Звук в пене. А.Стасенко 2004 4

Зелёная, зелёная трава… И.Лалаянц, Л.Милованова 1989 7

Зелёный луч. Л.Тарасов 1986 6

Значение астрономии. А.Михайлов 1982 10

Зримая прочность. В.Коротихин 1984 2

И.В.Курчатов: первые шаги в ЛФТИ. А.Зайдель, В.Френкель 1986 10

И снова ускорители. Л.Гольдин 1978 8

И Эдисон похвалил бы вас… Р.Винокур 1997 2

Игорь Евгеньевич Тамм. Б.Коновалов, Е.Фейнберг 1995 6

Идеальный газ. Я.Смородинский 1970 10

Из воспоминаний о профессоре Резерфорде. П.Капица 1971 8

Из жизни физиков и физики. М.Каганов 1994 1

Из истории маятниковых часов. С.Гиндикин 1974 9

Из предыстории радио. С.Рытов 1984 3

Измерение длины. В.Лишевский 1970 5

Измерение магнитных полей на Луне. М.Гинцбург 1973 11

Измерение скорости света. В.Винецкий 1972 2

Инертная масса. Я.Смородинский 1972 3

Интервью с Юрием Андреевичем Осипьяном. 2006 1

Иоганн Кеплер. А.Эйнштейн 1971 12

Иоганн Кеплер. В.Лишевский 1978 6

Ионные кристаллы, модуль Юнга и массы планет. Ю.Брук, А.Стасенко 2004 6

Исаак Ньютон и яблоко. В.Фабрикант 1979 1

Искусственная радиоактивность. А.Боровой 1984 1

Искусственные ядра. В.Кузнецов 1972 5

История о том, как Галилей открыл законы движения. С.Гиндикин 1980 1

История одного падения. Л.Гурьяшкин, А.Стасенко 1991 2

История росинки. А.Абрикосов (мл.) 1988 7

Исчезновение кольца Сатурна. М.Дагаев 1979 9

К 80-летию со дня рождения Исаака Константиновича Кикоина 1988 3

К 200-летию со дня смерти Исаака Ньютона. А.Эйнштейн 1972 3

К 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова 1986 11

К 90-летию со дня рождения И.К.Кикоина 1998 4

К механике буерного спорта. В.Ланге, Т.Ланге 1975 11

К 100-летию П.Л.Капицы 1994 5

К.Э.Циолковский в фотографиях. А.Нетужилин 1973 4

Как был взвешен атом. М.Бронштейн 1970 2

Как быстрее спуститься на лифте в час пик? К.Богданов 2004 1

Как вводятся физические величины. И.Кикоин 1984 10

Как волны передают информацию? Л.Асламазов 1986 8

Как движется Луна? В.Бронштэн 1986 4

Как делают алмазы. Ф.Воронов 1986 10

Как долго живёт комета? С.Варламов 2000 5

Как живут кристаллы в металле. А.Петелин, А.Федосеев 1985 12

Как зарождалась физика. В.Фистуль 2000 3

Как измеряются расстояния между атомами в кристаллах. А.Китайгородский 1978 2

Как индейцы бросают томагавк? В.Давыдов 1989 11

Как квантовая механика описывает микромир? М.Каганов 2006 2 и 3

Как мы дышим? К.Богданов 1986 5

Как получают низкие температуры. А.Кикоин 1972 1

Как получают сильные постоянные магнитные поля. Л.Ашкинази 1981 1

Как построить траекторию? С.Хилькевич, О.Зайцева 1987 7

Как создавалась квантовая теория. А.Мигдал 1984 8

Как создавалась советская физика. И.Кикоин 1977 10-12

Как создавалась физика низких температур. А.Буздин, В.Тугушев 1982 9

Как сфотографировали свет. Н.Малов 1974 10

Как увидеть невидимку? В.Белонучкин 2006 4

Как устроена пустота? А.Мигдал 1986 3

Как устроены металлы? М.Каганов 1997 2

Как физики определяют кривизну параболы. М.Грабовский 1974 7

Камера-обскура. В.Сурдин, М.Карташев 1999 2

Каналирование частиц в кристаллах. В.Беляков 1978 9

Капица, олимпиады и «Квант». Ю.Брук 1994 5

Капица - учёный и человек. А.Боровик-Романов 1994 5

Капля. Я.Гегузин 1974 9

Качающаяся скала. А.Митрофанов 1977 7 и 2000 2

Квантование и стоячие волны. М.Волькенштейн 1976 3

Кинематика баскетбольного броска. Р.Винокур 1990 2

Кинетика социального неравенства. К.Богданов 2004 5

Классические опыты с кристаллами. Я.Гегузин 1976 4

Когда день равен ночи? А.Михайлов 1980 6

Когда наступает полдень? А.Михайлов 1979 9

Кометы. Л.Марочник 1982 7

Конвекционные токи и токи смещения. В.Дуков 1978 7

Конвекция и самоорганизующиеся структуры. Е.Городецкий, В.Есипов 1985 9

Конденсация света в вещество. Г.Меледин, В.Сербо 1982 7

Конструирование уравнений по графикам функций. И.Быстрый 1975 8

Конструкции из углерода. С.Тиходеев 1993 1/2

Корабельные пушки и волны в упругих стержнях. Г.Литинский 1992 7

Коридор входа. А.Стасенко 1988 5

Космические иллюзии и миражи. А.Чернин 1988 7

Космический мираж. П.Блиох 92 12

Коэффициент полезного действия ракеты. А.Бялко 1973 2

Кто управляет городом МК? Д.Крутогин 1987 5

Лазерная указка. С.Обухов 2000 3

Лазеры. Н.Карлов, А.Прохоров 1970 2

Легко ли забить гвоздь? А.Клавсюк, А.Соколов 1997 6

Лёд-икс. А.Зарецкий 1989 1

Ленгмюровские плёнки - путь к молекулярной электронике? Ю.Львов, Л.Фейгин 1988 4

Ленин и физика. С.Вавилов 1980 4

Леонид Исаакович Мандельштам. В.Фабрикант 1979 7

Линейные и нелинейные физические системы. Е.Бланк 1978 11

Линзы, зеркала и Архимед. С.Семенчинский 1974 12

Лобачевский и физика. Я.Смородинский 1976 2

Луи де Бройль. Б.Явелов 1982 9

Лунные дорожки. Л.Асламазов 1971 9

Любовь и ненависть в мире молекул. А.Стасенко 1994 2

Магнитная монополия. Дж.Вайли 1998 2

Магнитная память ЭВМ. Д.Крутогин, Л.Метюк, А.Морченко 1984 11

Магнитное поле Земли. А.Шварцбург 1974 2

Маленькие заметки. Е.Забабахин 1982 12

Мариан Смолуховский и броуновское движение. А.Габович 2002 6

Масса атома и число Авогадро. Я.Смородинский 1977 7

Масса и энергия в теории относительности. И.Стаханов 1975 3

МГД-генератор. Л.Ашкинази 1980 11

Меандры рек. Л.Асламазов 1983 1

Медичейские звезды. С.Гиндикин 1981 8

Международная встреча на космической орбите 1975 7

Международные космические экипажи 1981 4

Межзвёздные корабли на гравитационных рессорах. И.Воробьев 1971 10

Межзвёздные пузыри. С.Силич 1996 6

Металлы. В.Эдельман 1981 5 и 1992 2

Метастабильные капли и обледенение самолёта. А.Стасенко 2005 4

Метод виртуальных перемещений. А.Варламов, А.Шапиро 1980 9

Метод размерностей. Н.Кришталь 1975 1

Метод размерностей помогает решать задачи. Ю.Брук, А.Стасенко 1981 6

Механика вращающегося волчка. С.Кривошлыков 1971 10

Механические свойства кристаллов. Г.Куперман, Е.Щукин 1973 10

Микропроцессор измеряет… М.Коваленко 1986 9

Микроэлектроника обретает зрение. Ю.Носов 1992 11,12

Мирные профессии лазерного луча. Л.Тарасов 1985 1

Мифы XX века. В.Смилга 1983 12

МК: проблемы общения. Д.Крутогин 1987 3

Много или мало? М.Каганов 1988 1

Многоквантовые процессы. Н.Делоне 1989 5

Модели молекул. А.Китайгородский 1971 12

Модель контакта. Л.Гиндилис 1976 9

Можно ли зажарить мамонта в микроволновой печи? А.Варламов 1994 6

Можно ли поднять себя за волосы? А.Дозоров 1977 5

Можно ли услышать рёв мамонта? В.Фабрикант 1982 4

Мой отец - о моём будущем. В.Иоффе 1980 10

Молнии в кристалле. Ю.Носов 1988 11/12

Молния - это не так сложно, как кажется. С.Варламов 2001 2

Моретрясение. Б.Левин 1990 10

Моя первая научная неудача. В.Фабрикант 1991 4

Н.Н.Семёнов о себе. 1996 6

На лезвии меча. В.Мещеряков 1994 2

На пути к энергетике будущего. В.Лешковцев, М.Прошин 1979 10

Наглядный способ регистрации заряженных частиц. О.Егоров 2001 6

Намагниченный атомарный водород. И.Крылов 1986 7

Натуральный логарифм. Б.Олдридж 1992 8

Наука - дело молодых. И.Кикоин 1980 9

Наука читает невидимые следы. Я.Шестопал 1976 1

Научная деятельность Бенджамина Франклина. П.Капица 1981 7

Неинерциальные системы отсчёта. Л.Асламазов 1983 10

Нейтрино: вездесущее и всемогущее. К.Уолтем 1994 3

Нейтрон и ядерная энергия. А.Кикоин 1992 8

Некоторые космические аспекты радиоактивности. Э.Резерфорд 1971 8

Некоторые уроки научной сенсации. Д.Киржниц 1989 10

Не надо бояться «детских» вопросов. В.Захаров 2006 5

Необратимость тепловых явлений и статистика. М.Бронштейн 1978 3

Необычное путешествие. И.Воробьёв 1974 2

Несколько дополнений к уроку литературы, или Ещё раз о научном предвидении. П.Бернштейн 1987 6

Николай Коперник. Я.Смородинский 1973 2

Новая Земля и Новое Небо. А.Стасенко 1996 1

Новая интерпретация таинственного радиоэха. А.Шпилевский 1976 9

Нужна ли альпинисту физика? А.Геллер 1988 1

Об абстракции в физике. М.Каганов 2003 1

Обратимость энергетических МГД-систем. Б.Рыбин 2002 3

О водяном звере и акустическом резонансе. Р.Винокур 1991 7

О волнах на море и ряби на лужах. Е.Кузнецов, А.Рубенчик 1980 9

О волнах, поплавках, шторме и прочем. Е.Соколов 1999 3

О высоких деревьях. А.Минеев 1992 3,4

О гидравлическом ударе. Е.Воинов 1984 7

О динамике мяча для игры в гольф. Дж.Дж.Томсон 1990 8

О квантовой природе теплоты. В.Митюгов 1998 3

О ключевых проблемах физики и астрофизики. В.Гинзбург 1984 1

О консервной банке, пружине и прокатном стане. Б.Прудковский 1988 2

О механике Аристотеля. М.Каганов, Г.Любарский 1972 8

О морозных узорах и царапинах на стекле. А.Митрофанов 1990 12

О ньютоновских законах движения. И.Белкин 1979 2,4

О природе космического магнетизма. А.Рузмайкин 1984 4

О природе шаровой молнии. П.Капица 1994 5

О рассеянии, или Как измерить жирность молока? А.Кремер 1988 8

О рельефе коры на стволе дерева. А.Минеев 2004 3

О сверхтекучести жидкого гелия II. П.Капица 1970 10; 1990 1

О силах инерции. Я.Смородинский 1974 8

О снежках, орехах, пузырьках и… жидком гелии. А.Варламов 1981 3

О солнечных затмениях вообще и конкретно о затмении 31 июля 1981 года. А.Михайлов 1981 6

О столкновении шаров и «серьёзной» физике. С.Филонович 1987 1

О структуре льда. В.Брэгг 1972 11

О творческом непослушании. П.Капица 1994 5

О термоэлектричестве, анизотропных элементах и… английской королеве. А.Снарский, А.Пальти 1997 1

О трении. М.Каганов, Г.Любарский 1970 12

О форме дождевой капли. И.Слободецкий 1970 8

О функциях распределения. А.Стасенко 1985 4

О чём не думает горнолыжник. А.Абрикосов (мл.) 1990 3

Об интерференции, дельфинах и летучих мышах. А.Духовнер, А.Решетов, Л.Решетов 1991 5

Об одном методе решения задач по электростатике. Э.Казарян, Р.Саакян 1976 7

Об удельной мощности человека и Солнца. В.Ланге, Т.Ланге 1981 4

Общая теория относительности. И.Хриплович 1999 4

Океанская зыбь. И.Воробьев 1992 9

Окрылённый эффектом Коанда. Дж.Раскин 1997 5

Он прожил счастливую жизнь (И.В.Курчатов). И.Кикоин 1974 5; 1983 1

О простом и сложном. Е.Соколов 2002 2

Оптика чёрных дыр. В.Болтянский 1980 8

Оптическая память. Ю.Носов 1989 11

Оптическая электроника при свечах. Г.Симин 1987 5

Оптический телескоп. В.Белонучкин, С.Козел 1972 4

Оптическое зондирование Земли и Луны из космоса. В.Большаков 1977 10

Опыты Франка и Герца. А.Левашов 1979 6

Орбиты, которые мы выбираем (беседа с В.Бурдаковым и К.Феоктистовым) 1992 4,5

Ороситель для пустыни. Д.Джоунс 1989 7

Основы теории вихрей. Н.Жуковский 1971 4

Осязающие микроскопы. А.Володин 1991 4

От границ Вселенной до Тартара. А.Стасенко 1990 11

От капли до землетрясения. Г.Голицын 1999 2

От метра до парсека. А.Михайлов 1972 6

От мыши до слона. А.Минеев 1993 11/12

От Солнца до Земли. П.Бернштейн 1984 6

От транзистора - к искусственному разуму? Ю.Носов 1999 6

Открытие нейтрона. Л.Тарасов 1979 5

Откуда произошли названия звезд и созвездий. Б.Розенфельд 1970 10

Охлаждение светом. И.Воробьёв 1990 5

Оценка физической величины. Б.Ратнер 1975 1

Очерк развития физики в Академии наук. С.Вавилов 1974 4

Памяти Л.Д.Ландау (к 80-летию со дня рождения). 1988 8

Парадокс Вавилова. В.Фабрикант 1971 2; 1985 3

Парадокс спутника. Ю.Павленко 1986 5

Парадоксы реактивного движения. М.Лившиц 1971 7

Парадоксы спутников. Л.Блитцер 1972 6

Парадоксы транзистора. Ю.Носов 2006 1

Первая научная работа Максвелла. 1979 12

Первые шаги Нильса Бора в науке. В.Фабрикант 1985 10

Переговорная трубка длиной в экватор? А.Варламов, А.Маляровский 1985 2

Периодическая система элементов. М.Кожушнер 1984 7

Пинч-эффект. В.Бернштам, И.Манзон 1992 2

Письма о физике. М.Каганов 1990 4

Письмо школьникам, которые хотят стать физиками. А.Мигдал 1975 3

Плазма как линза времени. П.Блиох 2000 6

Плазма - четвёртое состояние вещества. Л.Арцимович 1974 3

Планеты движутся по эллипсам. Я.Смородинский 1979 12

Планеты, о которых мы мало знаем. М.Гинцбург 1974 7

По столбовым дорогам МК. Д.Крутогин 1987 4

Победа, которая спасла мир 1980 5

Поверхностное натяжение. А.Асламазов 1973 7

Поверхность кристалла. Б.Ашавский 1987 7

Повесть о том, как столкнулись два шара. А.Гросберг 1993 9/10

Поговорим немного о погоде… Б.Бубнов 1988 11/12

Поговорим про вчерашний снег. А.Митрофанов 1988 8

Пока чайник не закипел… А.Варламов, А.Шапиро 1987 8

Покатаемся на виндсерфере. А.Лапидес 1986 9

Поле мгновенных скоростей твёрдого тела. С.Кротов 2003 6

Поле тяжести сферически-однородного тела. И.Огиевецкий 1971 11

Полёт к Солнцу. А.Бялко 1986 4

Полёт птицы и полёт человека. А.Борин 1988 9

Полёты в струе и наяву. А.Митрофанов 1991 9

Полупроводниковые диоды и триоды. М.Федоров 1971 6

Полупроводниковые термоэлементы и холодильники. А.Иоффе 1981 2

Поля скрещиваются. Л.Ашкинази 2001 1

После захода Солнца. Т.Черногор 1979 5

Потенциальная энергия тел в поле тяготения. Н.Сперанский 1972 6

Похожие движения. Я.Смородинский 1971 9

Почему вода выливается из ведра? Е.Кудрявцева, С.Хилькевич 1983 9

Почему гудят провода. Л.Асламазов 1972 3

Почему дрожит осиновый лист? Т.Барабаш 1992 1

Почему звучит скрипка. Л.Асламазов 1975 10

Почему Луна не из чугуна? М.Корец, З.Понизовский 1972 4

Почему не лежится Ваньке-Встаньке? Л.Боровинский 1981 7

Почему не летают самолеты в сильный дождь? С.Бетяев 1989 7

Почему плохо кричать против ветра? Г.Коткин 1979 2

Почему устойчив велосипед. Д.Джоунс 1970 12

Почему физика нужна инженеру? Л.Мандельштам 1979 7; 1991 2

Почему человек не стал великаном. Д.Сигаловский 1990 7

Правило фаз Гиббса. А.Штейнберг 1989 2

Преобразование электрических цепей. А.Зильберман 1971 3

Приглашение в парную. И.Мазин 1985 8

Приливные силы. В.Белонучкин 1989 12

Принцип Ферма. Л.Туриянский 1976 8

Принцип Ферма и законы геометрической оптики. Г.Мякишев 1970 11

Природа металлов. А.Коттрэлл 1970 7

Природа сверхпроводимости. В.Кресин 1973 11

Прогулки с фотоаппаратом. А.Митрофанов 1989 9

Просто физика. М.Каганов 1998 4

Простой вывод формулы Е = mc 2 . Б.Болотовский 1995 2 и 2005 6

Противостояния Марса. В.Бронштэн 1974 11

Профессор и студент. П.Капица 1994 5

Прощай, торнадо! Г.Устюгина, Ю.Устюгин 2005 3

Пузыри в луже. А.Митрофанов 1989 6

Путешествие мистера Клока. Д.Бородин 1972 9

Путешествие по микрокомпьютеру. Д.Крутогин 1987 2

Пути электромагнитной теории. Я.Зельдович, М.Хлопов 1988 2

Пушкин и точные науки. В.Френкель 1975 8

Пятно Пуассона и Шерлок Холмс. В.Вайнин, Г.Горелик 1990 4

Радиоактивная память. В.Кузнецов 1972 2

Радиоволны на земле и в космосе. П.Блиох 2002 1

Разговоры физиков за бокалом вина. А.Ригамонти, А.Варламов, А.Буздин 2005 1 и 2

Размагничивание кораблей в годы Великой Отечественной войны. В.Регель, Б.Ткаченко 1980 5

Размерность физических величин и подобие явлений. А.Компанеец 1975 1

Размышления о массе. Я.Смородинский 1990 2

Размышления по поводу притяжения Земли на полюсе и на экваторе. В.Левантовский 1970 3

Размышления физика-альпиниста. Дж.Вайли 1995 4

Ракетой к Солнцу. В.Левантовский 1972 11

Ранние годы квантовой механики. Р.Пайерлс 1988 10

Рассказ о кванте. Я.Смородинский 1970 1; 1995 1

Репортаж из мира сплавов. А.Штейнберг 1985 3

Речь с позиции математики и физики. Ю.Богородский, Е.Введенский 2006 6

Роберт Гук. С.Филонович 1985 7

Рождение кванта. В.Фабрикант 1983 4

Рождение сплава. А.Штейнберг 1988 5

Рост кристаллов. Р.Фуллман 1971 6

Рыцарь научно-популярной книги (Я.И.Перельман). В.Френкель 1982 11

С законом Гука на острова Новые Гебриды. А.Дозоров 1972 12

С какой скоростью растёт зелёный лист? А.Веденов, О.Иванов 1990 4

С метром по глобусу. А.Шварцбург 1972 12

С рюкзаком по Арктике. Ф.Склокин 1987 4

Самая главная молекула. М.Франк-Каменецкий 1982 8

Самолёт в озоне. А.Стасенко 1992 5,6

Сверх... М.Каганов 2000 5

Сверх... (2) М.Каганов 2001 5

Сверхзадача космического полёта. А.Стасенко 1992 10

Сверхпроводимость: история, современные представления, последние успехи. А.Абрикосов 1988 6

Сверхпроводящие магниты. Л.Асламазов 1984 9

Сверхсветовая тень и взрывающиеся квазары. М.Файнгольд 1991 12

Сверхтекучесть жидкого гелия. А.Андреев 1973 10

Сверхтяжёлые элементы - открытие или ошибка? Я.Смородинский 1976 11; 1977 9

Свидание с кометой. Л.Марочник 1985 5

Свист в космосе. П.Блиох 1997 3

Свободное падение тел на вращающуюся Землю. А.Кикоин 1974 4

CETI в вопросах и задачах. Л.Гиндилис 1972 11

Сигналы. Спектры. Г.Герштейн 1974 6

Сила Кориолиса. Я.Смородинский 1975 4

Симеон Дени Пуассон. Б.Геллер, Ю.Брук 1982 2

Симметрия, анизотропия и закон Ома. С.Лыков, Д.Паршин 1989 10

Синтетические металлы - новый тип проводников. С.Артеменко, А.Волков 1984 5

Сколько времени идёт свет от Меркурия? Я.Смородинский 1974 3

Скорость света и её измерение. А.Елецкий 1975 2

Следы на песке и… строение вещества. Л.Асламазов 1986 1

Слово о Семёнове. В.Гольданский 1996 6

Случай в поезде. А.Варламов, К.Камерлинго 1990 5

Снежные заносы. Л.Асламазов 1971 6; 1990 1

Снова на свидание с Марсом. Т.Бреус 1986 4

Снова о жидких кристаллах. С.Пикин 1981 9

Со стороны виднее. П.Блиох 1990 9

Сожжём что-нибудь? А.Кремер 1991 12

Сожжём энергию! Ю.Соколовский 1979 1

Солитоны. В.Губанков 1983 11

Соотношение неопределённостей. Л.Асламазов 1985 7

Спасительная безликость. Д.Джоунс 1989 6

Спор, длившийся полвека. А.Кикоин 1972 7

Спутниковое телевидение. А.Шур 1991 1

113 лет ошибке Эдисона. Л.Ашкинази 1996 5

Столкновение шариков. Г.Коткин 1973 3

Страсти по сверхпроводимости в конце тысячелетия. А.Буздин, А.Варламов 2000 1

Струна рояля и солнечный свет. А.Стасенко 1999 4

Судьба нейтронных звезд. А.Мигдал 1982 1

Сухое трение. И.Слободецкий 1970 1; 1986 8

Существует ли элементарная длина? А.Сахаров 1991 5

Сюрпризы зелёного стекла. В.Фабрикант 1978 7

Тайна «утренней звезды». В.Сурдин 1995 6

Тайны волшебной лампы. А.Варламов 1986 7

Тайны не разгадывают, их дарят… В.Карцев 1978 1

Тамэси-вари. А.Бирюков 1998 5

Температура, теплота, термометр. А.Кикоин 1976 6; 1990 8

Тепло твоих рук. А.Бялко 1987 4

Тепловое расширение твёрдых тел. В.Можаев 1980 6

Тепловой баланс Земли. Б.Смирнов 1973 1

Тепловой взрыв. Б.Новожилов 1979 11

Тепловые машины. Ю.Соколовский 1973 12

Тепловые свойства воды. С.Варламов 2002 3

«Тёплый свет» и тепловое излучение. С.Вавилов 1981 12

Томас Юнг. В.Александрова 1973 9

Топологическое самодействие. Ю.Грац 2000 4

Торные тропы Торо. А.Бялко 1983 12

Трактат о равновесии жидкостей. Б.Паскаль 1973 8

Трещина - враг металла. В.Займовский 1984 2

Триггерный эффект в человеческом организме. В.Зуев 1991 10

Троянцы. И.Воробьев 1976 5

Трудная задача. В.Бронштэн 1989 8

Тунгусский метеорит - в лаборатории физика. В.Бронштэн 1983 7

У металлов есть память?! В.Займовский 1983 9

Уголковые отражатели. В.Кравцов, И.Сербин 1978 12

Удивление, понимание, размышление. М.Каганов 2004 2

Удивительные катки. Б.Коган 1971 3

Ультразвук в медицине. Р.Морин, Р.Хобби 1990 9

Ускорители. Л.Гольдин 1977 4

Ускорители ИЯФ - метод встречных пучков. А.Паташинский, С.Попов 1978 5

Устойчивость автомобиля. Л.Гродко 1980 5

Фауна и Флора. А.Минеев 2001 4

Физика автомобильных пробок. К.Богданов 2003 5

Физика в Академии наук СССР (1917–1974 гг.). В.Лешковцев 1974 5

Физика в Московском государственном университете. В.Лешковцев 1980 1

Физика в СССР. И.Кикоин 1982 12

Физика и научно-технический прогресс. И.Кикоин 1983 3,5

Физика люминесцентных ламп. В.Фабрикант 1980 3

Физика на горной реке. И.Гинзбург 1989 7

Физика + Математика + ЭВМ. В.Авилов 1985 11

Физика поверхности. Л.Фальковский 1983 10

Физика приготовления кофе. А.Варламов, Дж.Балестрино 2001 4

Физика против мошенников. И.Лалаянц, А.Милованова 1991 8

Физика рулетки. Э.Руманов 1998 2

Физика химического взаимодействия. О.Карпухин 1973 8

Физики - фронту. И.Кикоин 1985 5

Физики изучают гидрокосмос. Ю.Житковский 1983 8

Физики, математики, спорт… А.Кикоин 1974 8

Физические задачи. П.Капица 1994 5

Философские идеи В.И.Ленина и развитие современной физики. И.Кикоин 1970 4; 1984 5

Флуктуации физических величин. В.Гуревич 1980 2

Формула рождения звезд. В.Сурдин, С.Ламзин 1991 11

Фракталы. И.Соколов 1989 5

Фундаментальные физические постоянные. Б.Тейлор, Д.Лангенберг, У.Паркер 1973 5

ФЭМ-эффект. И.Кикоин, С.Лазарев 1978 1; 1998 4

Химическое разнообразие небесных тел. А.Бялко 1988 9,10

Хищник и жертва. К.Богданов 1993 3/4

Холодное горение. Ю.Гуревич 1990 6

Цезиевый эталон частоты (времени). Н.Шефер 1980 12

Цикл Карно. С.Шамаш, Э.Эвенчик 1977 1

Часы на миллиарды лет. В.Кузнецов 1973 4

Чернильное колечко и космическая физика. В.Сурдин 1992 7

Чёрные дыры. Я.Смородинский 1983 2

Что есть мысль? В.Мещеряков 2000 4

Что же такое электризация трением? Л.Ашкинази 1985 6

Что мы видим? Б.Болотовский 1985 6

Что происходит в гелий-неоновом лазере. В.Фабрикант 1978 6

Что сегодня в физике и астрофизике особенно важно и интересно? В.Гинзбург 1991 7

Что случилось с лампочкой? А.Пегоев 1983 8

Что такое атмосфера. А.Бялко 1983 6

Что такое волна? Л.Асламазов, И.Кикоин 1982 6

Что такое долгота и широта? А.Михайлов 1975 8

Что такое нелинейная оптика. В.Фабрикант 1985 8

Что такое потенциальная яма. К.Кикоин 1982 8

Что такое СКВИД? Л.Асламазов 1981 10

Что такое теория протекания. А.Эфрос 1982 2

Что такое электрический пробой. Л.Ашкинази 1984 8

Что это значит - «навести на резкость»? А.Дозоров 1978 2

Чуть-чуть физики для настоящего охотника. К.Богданов, А.Черноуцан 1996 1

Шарль Кулон и его открытия. С.Филонович 1986 6

Шестиметровый телескоп. А.Михайлов 1977 9

Эволюция учения о строении атомов и молекул. Д.Рождественский 1976 12

Эйнштейн глазами современников. 1979 3

Экспериментальная демонстрация интерференции света. Т.Юнг 1973 9

Электреты - диэлектрические аналоги магнитов. Г.Ефашкин 1991 6,7

Электрические мультиполи. А.Дозоров 1976 11

Электрическое сопротивление - квантовое явление. Д.Франк-Каменецкий 1970 9; 1984 12

Электродинамика движущихся сред. И.Стаханов 1975 9

Электролиз и закон сохранения энергии. А.Бялко 1974 1

Электрон. А.Иоффе 1980 10

Электрон движется с трением. М.Каганов, Г.Любарский 1973 6

Электрон излучает фотоны. М.Каганов, Г.Любарский 1974 12

Электронный ветер. И.Воробьев 1975 3

Электронный прибой. Л.Ашкинази 1997 4

Электростатика на языке силовых линий. Л.Асламазов 1970 11

Электрохимическая обработка металлов. И.Мороз 1974 1

Элементарная теория полета и волн на воде. А.Эйнштейн 1970 5

Элементарные частицы. Ш.Глэшоу 1992 3

ЭМАП - новое направление в радиоспектроскопии твердых тел. А.Васильев 1991 8

Энергия и импульс быстрых частиц. Г.Копылов 1970 3

Энергия магнитного поля контура с током. В.Новиков 1976 5

Эта простая теплоёмкость. В.Эдельман 1987 12

Эти разные радиоволны. А.Шур 1983 5

Этот удивительный параболоид. М.Файнгольд 1975 12

Этот ужасный космический холод. А.Стасенко 1971 8

Эффект Гана. М.Левинштейн 1982 10

Эффект Доплера. Л.Асламазов 1971 4

Эффект Доплера. Я.Смородинский, А.Урнов 1980 8

Эффект Мёссбауэра (или Резонансное ядерное поглощение гамма-квантов в кристаллах). Ю.Самарский 1983 3

Эффект Холла: год 1879 - год 1980. С.Семенчинский 1987 2

Эхолокация. М.Лившиц 1973 3

Юность Энрико Ферми. Б.Понтекорво 1974 8

Другие статьи посвящены вопросам, которые лежат внутри физики. Что такое масса, что гласит закон Ома, как работает ускоритель – это внутренние вопросы физики. Но как только мы задаем вопрос о физике в целом или о взаимодействии физики с остальным миром, нам приходится выходить за ее пределы. Чтобы посмотреть на нее снаружи, чтобы увидеть ее именно «в целом». И сейчас мы это сделаем.

Как устроена и работает физика

Представьте себе, что ваша цель – строить мосты. Что нужно делать? Добывать железную руду, выплавлять сталь, изготавливать гвозди, валить лес, пилить бревна, забивать сваи, класть настил и так далее. Учиться делать расчеты мостов, причем учиться самим и учить других – и считать, и строить. Неплохо обменяться опытом с другими строителями мостов, можно начать издавать журнал «Через реку» или газету «Наша свая». Важно вот что – это процесс, и на каждом шаге мы можем сказать, что именно сделать; гвоздь можно пощупать, на забитую сваю можно сесть и поудить рыбку. Результаты расчета мостов можно сравнить и проверить, построить макет моста и испытать его. Кроме того, в ходе всей этой деятельности возникает навык, умение, технология строительства и специальный язык описания мостов. Строители употребляют свои, понятные только им термины – консоль, кессон, эпюра и т.д.

Примерно так работает и физика. Те, кто ею занимаются, создают ускорители, микроскопы, телескопы и множество других приборов, пишут и решают уравнения, которые описывают связь различных параметров нашего мира (например, связь давления, температуры и скорости ветра в атмосфере). Как и строители мостов, физики создают свой язык и систему обучения будущих физиков. Накапливается опыт решения задач, возникает технология познания.

Все это не падает с дерева само, как мифическое яблоко. Приборы дорого стоят и не всегда хорошо работают, не все удается понять, не все уравнения удается решить, а часто неясно, как их записать, не все ученики хорошо учатся и т.д. Но в итоге понимание мира улучшается – т.е. сегодня мы знаем больше, чем вчера. А поскольку мы знаем из книг, что позавчера знали еще меньше, то делаем вывод – что завтра будем знать еще больше.

Это и есть физика – познанный мир, процесс познания мира, процесс создания технологии познания, описание мира на специальном «физическом языке». Этот язык частично пересекается с обычным языком. Слова «вес», «скорость», «объем» и т.п. есть и в физическом языке, и в обычном. Многие слова существуют только в физическом языке (экситон, гравитационная волна, тензор и т.д.). Слова обычного языка и слова физического языка можно различить: вы можете любому человеку объяснить – так, что он скажет «понял» – что такое вес и скорость, но не удастся объяснить почти никому, что такое «тензор». Кстати, профессиональные языки пересекаются: например, слово «тензор» имеется и в языке строителей мостов.

Как физика связана с обществом

Физика, равно как и строительство мостов, связана с окружающим миром. Первая связь – быть физиком (как и строителем) приятно. Человек выжил потому, что узнавал новое и делал новое. У мамонтов была теплее шерсть, саблезубые тигры лучше прыгали, но в финал вышел двуногий. Поэтому в человеке заложены – как приспособительный признак, как поддержка правильного способа действий, улучшающего выживание – радость узнавания и радость творчества. Так же, как и радость любви или дружбы.

Вторая связь между физикой и обществом – быть физиком (как и стороителем мостов) престижно. Общество уважает тех, кто делает полезное для него. Уважение проявляется в зарплате, в чинах и орденах, восхищении подруг и друзей. Степень этого уважения и его формы на разных этапах развития общества могут быть, конечно, разными. И они зависят от общего состояния данного общества – в стране, которая ведет много войн, уважают военных, в стране, которая развивает науку – ученых, в стране, которая строит – строителей.

Все, что написано выше, относится не только к физике, но и к науке вообще – при том, что хотя биология и химия имеют много своих особенностей, но сам научный метод у них такой же, как в физике.

Откуда берется псевдонаука

Человек стремится к получению удовольствий и не стремится – если это само по себе не доставляет ему удовольствия – работать. Поэтому вполне естественно, что рядом с физикой, в которой для получения удовольствия от познания истины и признания обществом надо много работать, существует некоторая другая область деятельности, называемая, если говорить вежливо, «паранаукой» или «псевдонаукой».

Иногда говорят «лженаука», но это выражение неточно – ложью принято называть осознанный и целенаправленный обман, а среди деятелей псевдонауки довольно много искренне заблуждающихся людей. Мы будем в основном говорить о псевдофизике, хотя в последнее время очень популярны, например, псевдоистория и псевдомедицина. В соответствии с перечисленными выше свойствами физики, псевдофизика бывает нескольких типов.

Тип 1 – рассчитанный в первую очередь на получение денег и почета от государства. Традиционная тема – «сверхоружие». Например, сбивание ракет противника «плазменными сгустками». Подобные идеи успешно использовались для выкачивания денег из бюджета и в советское время, использовались они и по ту сторону океана. Например, применение телепатии для связи с подводными лодками. Правда, система независимой экспертизы и меньшая коррумпированность мешают развиваться этому виду псевдонауки в других странах.

Тип 2 – рассчитанный в основном на удовлетворение собственных амбиций. Традиционные темы – решение наиболее сложных, фундаментальных и глобальных проблем. Доказательство теоремы Ферма, трисекция угла и квадратура круга, вечный двигатель и двигатель внутреннего сгорания на воде, выяснение природы гравитации, построение «теории всего» и т.д. В отличие от работ типа 1, некоторые из этих работ не стоят почти ничего, разве что денег на публикацию.

В целом псевдонаука базируется на двух психологических особенностях людей – стремлении получить что-то (деньги, почет), не прилагая усилий или узнать что-то, также не прилагая усилий («теория всего»). Люди особенно охотно верят во всякие чудеса (НЛО, мгновенные исцеления, чудо-оружие) в период неудач – или личных, или общественных. Когда сложность стоящих перед человеком или обществом задач оказывается выше обычной и многие люди чувствуют себя плохо. Человек в такой ситуации обращается либо к религии (как правило, к ее внешней атрибутике), либо к псевдонауке, либо к мистике. Например, сегодня по степени интереса к мистике Россия занимает одно из первых мест в мире, далеко обогнав живущие нормальной жизнью западные общества.

Есть ли вред от псевдонауки

Особого вреда, впрочем, непосредственно от веры в НЛО и растения, которые чувствуют на расстоянии, что их собрались сорвать, нет. Хуже другое – человек, приучившийся все воспринимать некритически, отучившийся думать своей головой, становится легкой добычей всяческих жуликов. И тех, которые обещают сделать несметные деньги прямо из воздуха, и тех, которые обещают построить завтра рай и решить все проблемы, и тех, которые берутся за тридцать часов научить его всему – хоть иностранному языку, хоть карате, хоть менеджменту.

Непосредственный вред приносит псевдонаука, пожалуй, только в одном случае – когда это псевдомедицина. Тех, кого лечили знахари, колдуны и потомственные ворожеи, обычно уже не удается спасти врачам. Иногда говорят, что знахари и колдуны излечивают путем внушения, гипноза и т.д. Это возможно, но, во-первых, это не доказано, а, во-вторых, внушением обычно достигается кратковременное улучшение, а болезнь идет своим чередом и приводит к закономерному итогу.

Как отличить науку и псевдонауку?

Или, хотя бы, физику и псевдофизику? Вспомним основные черты физики (да и науки вообще), перечисленные выше.

Первое. Физика создает знание о мире, увеличивающееся со временем. Причем не в виде отдельных откровений, а в виде системы связанных утверждений, причем достоверность каждого является следствием и причиной достоверности других. Любая физическая работа развивает какие-то результаты ранее выполненных работ (или используя, или оспаривая). Не могут игнорироваться результаты, полученные ранее в этой же области.

Второе. Физика позволяет делать «вещи» (например, строить мосты – через изучение свойств материалов и разработку новых). Поэтому достоверность современной физики мы проверяем каждый день по сто раз – без нее не было бы радио и телевидения, без нее не ездил бы автомобиль и метро, без нее не работал бы ни сотовый телефон, ни утюг.

Физика накапливает навык, технологию, аппарат познания, строит свой язык, в котором реализован этот опыт, и систему образования – и для тех, кто будет работать в физике и для тех, кто не будет.

Псевдонаука, удовлетворяющая амбиции ее создателей и тягу людей к простому «объяснению» всего на свете, отличается от науки во всех этих пунктах. Она не делает ничего из этого списка.

Причем в одном аспекте она подражает науке. Что такое «наука» для человека? Прежде всего – это много непонятных слов, некоторые из которых (голография, протон, электрон, магнитное поле, вакуум) часто повторяются в газетах. Кроме того, наука – это чины: академик, член-корреспондент, вице-президент и так далее. Поэтому псевдонаука употребляет много «научных слов», причем совершенно не к месту, и обычно ходит увешанная от шеи до колен званиями. Нынче каждый десяток честных сумасшедших и пяток нормальных жуликов, собравшись вместе, объявляют себя академией.

Почему физики не любят эту тему

Люди, которые хотят разобраться в вопросе и понять, существуют ли «солнечно-земные связи» или это просто некорректная обработка данных, обращаются к физикам с вопросами, а физики обычно уклоняются от ответов. На чем и расцветает пресса, публикующая миллионными тиражами фотографии «души, покидающей тело» (на снимке душа немного похожа на привидение – мультяшного Каспера, только полупрозрачного). Попробуем разобраться в психологии физиков, которые в нарушение традиций своей науки уклоняются от ясного ответа и, опустив глаза, бормочут что-то вроде «а может быть, там что-то и есть».

Первая и главная причина такого поведения – физику гораздо интереснее исследовать природу, чем иметь дело с сумасшедшими, жуликами и одураченными ими людьми.

Вторая причина – если человек безнадежно болен, то (в российской культуре, но не в западной) принято говорить ему неправду и, тем самым, утешать. Если людям плохо и они обращаются к вере в отворот, приворот и сильнейших колдунов в третьем поколении, то как-то нехорошо у них это отнимать.

Третья причина. Нежелание идти на конфликт из-за «ерунды». Ты ему скажешь, что мыши не испускают в момент гибели гравитационных сигналов или что дыр в ауре нет просто потому, что нет ауры, а он начнет обвинять тебя в преследовании и подавлении ростков нового знания?

Четвертая причина. Нежелание прослыть ретроградом, цензором, цербером, деспотом и т.д. Физики помнят советские времена, когда ни одно слово не могло быть опубликовано без разрешения – и поэтому не хотят даже отдаленно быть похожими на цензоров.

Пятая причина – нечистая совесть. Передний край науки углубляется в природу, как горнопроходческий комбайн. Длина тоннелей растет, общество отрывается от науки, а зазор заполняют шаманы. И это происходит не только в России, но и в других странах. Может быть, ученые должны были бы больше заниматься популяризацией науки и образовательной деятельностью? Тогда и шаманизма стало бы поменьше.

Шестая и последняя причина – а вдруг там действительно что-то есть? Рассмотрим эту ситуацию подробнее.

А вдруг там действительно что-то есть

Конечно, когда начинаются рассказы о левитирующих лягушках, все становится ясно. Но в физике часто бывает, что данные новых измерений «не лезут» в старую теорию. Вопрос в том, в какую именно теорию и насколько не лезут. Если они не лезут в теорию относительности, которая многократно подтверждена экспериментально (достаточно сказать, что без нее не было бы телевидения и радиолокации), то говорить не о чем. Если же речь идет о необычных магнитных свойствах или об аномально низком сопротивлении образца, изготовленного из окислов меди и лантана, то это странно и надо бы разобраться тщательно и перемерить семь раз. И те, кто разобрались (а не прошли мимо), открыли высокотемпературную сверхпроводимость. А информацию о веществе, вдвое более твердом, чем алмаз, надо перепроверять не 7, а 77 раз, поскольку это, как нам кажется, противоречит другим, надежно установленным вещам.

Согласитесь, что информация о том, что в вас влюбился сосед или соседка по парте, удивит вас меньше, чем информация о том, что в вас влюбился Чак Норрис или Шарон Стоун. Такую информацию вы будете проверять гораздо тщательнее. Как уже говорилось, физика – это не список откровений, а система знаний, в которой каждое утверждение связано с другими и с практикой.

Второе важное свойство – это управляемость эффекта. Если во дворе мяукнула кошка, а у меня зашкалил вольтметр, то это случайность. Когда это повторилось семь раз, то это повод задуматься. Но вот я спускаюсь во двор, делаю так, чтобы она мяукала и записываю время мявов, другой человек, не знающий, что я это делаю, записывает показания прибора, а третий, не общающийся с нами двумя, анализирует записи, видит совпадения и говорит – да мы сделали открытие! Если с точностью 0,1 сек семь раз совпало то и это, причем ни одного мяу без дерганья стрелки и ни одного дерганья без мяу – это и будет открытие. Заметим, что управляемость эффекта позволяет увеличивать надежность наблюдений и точность измерений. Например, совпадения могут быть не во всех случаях, и все это придется долго и тщательно изучать.

Таким образом, мы видим, что физика – как, впрочем и вся наука – это работа; много-много работы. Удовольствие знать, как устроен мир, даром не дается. И особенно не дается даром то потрясающее ощущение, которое переживает исследователь, только что узнавший о мире что-то новое – то, чего еще не знает никто. Кроме него.

Если вы считаете физику скучным и ненужным предметом, то глубоко заблуждаетесь. Наша занимательная физика расскажет, почему птица, сидящая на проводе линии электропередач, не гибнет от удара током, а человек, попавший в зыбучие пески, не может в них утонуть. Вы узнаете, действительно ли в природе не существует двух одинаковых снежинок и был ли Эйнштейн в школе двоечником.

10 занимательных фактов из мира физики

Сейчас мы ответим на вопросы, которые волнуют многих людей.

Зачем машинист поезда сдает назад перед тем, как тронуться?

Всему виной сила трения покоя, под воздействием которой находятся стоящие без движения вагоны поезда. Если паровоз просто поедет вперед, он может не сдвинуть состав с места. Поэтому он слегка отталкивает их назад, сводя к нулю силу трения покоя, а затем придает им ускорение, но уже в другом направлении.

Существуют ли одинаковые снежинки?

Большинство источников утверждает: в природе не существует одинаковых снежинок, поскольку на их формирование влияет сразу несколько факторов: влажность и температура воздуха, а также траектория полета снега. Однако занимательная физика утверждает: создать две снежинки одинаковой конфигурации можно.

Это экспериментально подтвердил исследователь Карл Либбрехт. Создав в лаборатории абсолютно идентичные условия, он получил два внешне совершенно одинаковых снежных кристалла. Правда, следует отметить: кристаллическая решетка у них все-таки была разной.

Где в Солнечной системе находятся самые большие запасы воды?

Никогда не догадаетесь! Самым объемным хранилищем водных ресурсов нашей системы является Солнце. Вода там находится в виде пара. Его наибольшая концентрация отмечена в местах, которые мы называем «пятнами на Солнце». Ученые даже высчитали: в этих районах температура на полторы тысячи градусов ниже, чем на остальных участках нашей горячей звезды.

Какое изобретение Пифагора было создано для борьбы с алкоголизмом?

Согласно легенде, Пифагор, дабы ограничить употребление вина, сделал кружку, которую можно было наполнить хмельным напитком только до определенной метки. Стоило превысить норму хоть на каплю, и все содержимое кружки вытекало наружу. В основе этого изобретения лежит действие закона о сообщающихся сосудах. Изогнутый канал в центре кружки не позволяет ее наполнять до краев, «избавляя» емкость от всего содержимого в случае, когда уровень жидкости находится выше изгиба канала.

Можно ли превратить воду из проводника в диэлектрик?

Занимательная физика утверждает: можно. Проводниками тока являются не сами молекулы воды, а содержащиеся в ней соли, точнее их ионы. Если их удалить, жидкость потеряет способность проводить электрический ток и станет изолятором. Другими словами, дистиллированная вода является диэлектриком.

Как выжить в падающем лифте?

Многие считают: нужно подпрыгнуть в момент удара кабины о землю. Однако данное мнение неверно, поскольку предугадать, когда произойдет приземление, невозможно. Поэтому занимательная физика дает другой совет: лягте спиной на пол лифта, стараясь максимально увеличить площадь соприкосновения с ним. В этом случае сила удара будет направлена не на один участок тела, а равномерно распределится по всей поверхности — это значительно увеличит ваши шансы на выживание.

Почему птица, сидящая на проводе высокого напряжения, не гибнет от удара током?

Тела пернатых плохо проводят электрический ток. Прикасаясь лапами к проводу, птица создает параллельное соединение, но поскольку она является не самым лучшим проводником, заряженные частицы движутся не через нее, а по кабельным жилам. Но стоит птахе соприкоснуться с заземленным предметом, и она умрет.

Горы находятся к источнику тепла ближе равнин, но на их вершинах гораздо холоднее. Почему?

Этот феномен имеет очень простое объяснение. Прозрачная атмосфера беспрепятственно пропускает солнечные лучи, не поглощая их энергию. Зато почва отлично впитывает тепло. Именно от нее потом и прогревается воздух. Причем чем выше его плотность, тем лучше он удерживает получаемую от земли тепловую энергию. Но высоко в горах атмосфера становится разреженной, а потому и тепла в ней «задерживается» меньше.

Могут ли засосать зыбучие пески?

В фильмах нередко встречаются сцены, где люди «тонут» в зыбучих песках. В реальной жизни — утверждает занимательная физика — подобное невозможно. Выбраться самостоятельно из песчаного болота у вас не получится, ведь чтобы вытащить только одну ногу, придется приложить столько усилий, сколько тратится на подъем легкового автомобиля средней массы. Но и утонуть вы тоже не сможете, поскольку имеете дело с неньютоновской жидкостью.

Спасатели советуют в таких случаях не делать резких движений, лечь спиной вниз, раскинуть руки в стороны и ждать помощи.

Существует ли в природе ничто, смотрите в видео:

Удивительные случаи из жизни известных физиков

Выдающиеся ученые в большинстве своем фанатики своего дела, способные ради науки на все. Так, например, Исаак Ньютон, пытаясь объяснить механизм восприятия света человеческим глазом, не побоялся поставить опыт на себе. Он ввел в глаз тонкий, вырезанный из слоновой кости зонд, одновременно надавив на тыльную часть глазного яблока. В результате ученый увидел перед собой радужные круги и доказал таким образом: видимый нами мир — не что иное, как результат давления света на сетчатку.

Русский физик Василий Петров, живший в начале XIX века и занимавшийся изучением электричества, срезал на своих пальцах верхний слой кожи, чтобы повысить их чувствительность. В то время еще не существовало амперметров и вольтметров, позволявших измерять силу и мощность тока, и ученому приходилось делать это наощупь.

Репортер спросил А. Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то куда — в блокнот, записную книжку или специальную картотеку. Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: «Милый мой! Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить».

А вот француз Жан-Антуан Нолле предпочел поставить эксперимент на других, Проводя в середине XVIII века эксперимент по вычислению скорости передачи электрического тока, он соединил 200 монахов металлическими проводами и пропустил по ним напряжение. Все участники эксперимента дернулись практически одновременно, и Нолле сделал вывод: ток бежит по проводам ну о-о-очень быстро.

Историю о том, что великий Эйнштейн был в детские годы двоечником, знает практически каждый школьник. Однако на самом деле Альберт учился очень хорошо, а его знания по математике были гораздо глубже, чем того требовала школьная программа.

Когда юный талант попытался поступить в высшую политехническую школу, он набрал высший балл по профильным предметам — математике и физике, но по остальным дисциплинам у него оказался небольшой недобор. На этом основании ему было отказано в приеме. На следующий год Альберт показал блестящие результаты по всем предметам, и в возрасте 17 лет стал студентом.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

    Задача о волнах малой амплитуды в канале переменной глубины

    В работе рассматриваются две частные задачи гидродинамики и теории волн непотенциальное движение идеальной несжимаемой неоднородной жидкости над твердым и деформируемым дном. Представленная математическая модель аналитически реализована в линейной аппроксимации. Полученное решение позволяет...

    2005 / Перегудин Сергей Иванович
  • Конструирование баргмановских гамильтонианов матричного уравнения Шредингера

    Предложен способ построения баргмановских гамильтонианов матричного уравнения Шредингера и решения этого уравнения, основанный на свойствах характеристической функции. Его можно использовать для решения многих задач квантовой физики и теории солитонов.

    2008 / Зайцев А. А., Каргаполов Д. А.
  • Определение потенциальной функции молекулы AsH3 на основе экспериментальных данных

    Рассматривается задача определения внутримолекулярной потенциальной функции молекулы типа симметричного волчка на примере молекулы арсина AsH3. Для решения данной задачи разработан пакет программ на аналитическом языке MAPLE, позволяющий связывать между собой параметры потенциальной функции,...

    2006 / Юхник Ю. Б., Бехтерева Е. С., Синицын Е. А., Булавенкова А. С.
  • Акустическая неустойчивость в камерах с усреднённым потоком и выделением тепла

    Acoustic instability appearing in chambers with isothermal or reacting mean flow is an important engineering problem. The subject of this work is the instability that is coupled with vortex shedding and impingement, which can also be accompanied by heat release. A reduced-order theory is formulated ...

    2004 / Matveev Konstantin I.
  • Дифракционные эффекты при измерении скорости звука в жидкостях

    Рассмотрены абсолютная и относительная дифракционные погрешности измерителей скорости звука в жидкостях. Показано, что в режиме постоянной длины звуковой волны могут быть введены дифракционные поправки во всем диапазоне измерения скорости звука по независимым данным в реперной точке при температуре...

    2009 / Бабий Владлен Иванович
  • Профессор Г. А. Иванов и его научная школа

    Статья посвящена памяти профессора Г. А. Иванова известного ученого, специалиста в области физики твердого тела, педагога, заведующего кафедрой общей и экспериментальной физики РГПУ им. А. И. Герцена, организатора научного направления и научной школы в области физики полуметаллов и узкозонных...

    2002 / Грабов Владимир Минович
  • Двойной ядерный квадрупольный резонанс 14N некоторых азотсодержащих соединений

    Рассмотрены особенности наблюдения сигналов ЯКР азота косвенными методами. Определены условия повышения эффективности контакта спиновых подсистем в статических магнитных полях. Это позволяет регистрировать спектры 14N в диапазоне частот менее 1 МГц при комнатной температуре. Метод может...

    2009 / Гречишкин В. С., Шпилевой А. А.
  • СПЕКТРАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ УРАНОВЫХ КОМПЛЕКСОВ В КРИСТАЛЛАХ LiF

    Представлены результаты исследований с наносекундным временным разрешением спектрально-кинетических параметров импульсной фотолюминесценции при 300 К кристаллов LiF, содержащих уран-гидроксильные комплексы. Показано, что облучение кристалла электронами приводит к разрушению этих комплексов, к...

    2008 / Лисицына Л. А., Путинцева С. Н., Олешко В. И., Лисицын В. М.
  • VIII международная конференция «Физика в системе современного образования (ФССО-05)»

    2005 /
  • Энергия границ зерен наклона в металлах и сплавах с ГЦК решеткой

    Рассчитаны зависимости энергии границ зерен от угла разориентации соседних зерен в ГЦК-металлах и упорядоченных сплавах со сверхструктурой L12. На зависимостях зернограничной энергии от угла разориентации в металлах и упорядоченных сплавах обнаружен скачок энергии при 42°, связанный со сменой типа...

    2008 / Векман Анатолий Валериевич
  • Исследование нелинейного взаимодействия сходящихся звуковых пучков в воздухе

    2004 / Воронин В. А., Лавердо И. Н.
  • Приближённое аналитическое решение линеаризованного по скорости уравнения Навье-Стокса в сфероидальной системе координат

    2010 / Миронова Н. Н.
  • Моделирование распределения атомов фоновой примеси вблизи краевой дислокации в кремнии

    2006 / Какурин Ю. Б.
  • Исследование экологического состояния мелководья с использованием параметрической антенны

    2001 / Аббасов И. Б.
  • Метод аппроксимации для определения числовых характеристик некоторых низкочастотных звуков человеческой речи

    2008 / Митянок В. В.
  • Развитие электровзрывной технологии получения нанопорошков в НИИ высоких напряжений при Томском политехническом университете

    Представление данные о работах, выполненных в НИИ высоких напряжений и связанных с электрическим взрывом проводников и получением нанопорошков.